Преподаватель кафедры романских языков им. Т.З.Черданцевой М.О.Шибкова — об очередном правительственном кризисе в Италии.

Преподаватель кафедры романских языков им. Т.З.Черданцевой М.О.Шибкова — об очередном правительственном кризисе в Италии.

Преподаватель кафедры романских языков им. Т.З.Черданцевой М.О.Шибкова — об очередном правительственном кризисе в Италии.

Чуть более 14 месяцев назад приступило к работе нынешнее итальянское правительство — так называемая желто-зеленая коалиция, состав которой не оставил равнодушными ни политиков, ни экспертов, ни простых граждан Италии. Руководствуясь чисто прагматическими соображениями, а также некоторыми более-менее сходными взглядами на ключевые вопросы, такие как недопущение «диктата Брюсселя», а также пассивно-дружелюбное на фоне антироссийской истерии в ЕС отношение к России, Лига и «Движение пяти звезд» объединились в «правительство перемен».

О недолговечности такого союза, политическом бессилии нейтрального премьер-министра Джузеппе Конте, диктаторских замашках вице-премьера — лидера Лиги — Маттео Сальвини и вопиющей неопытности его коллеги — лидера «Движения пяти звезд» — Луиджи ди Майо эксперты спорили с самого начала, но великолепная троица выглядела вполне сплоченно и, назло проигравшим выборы демократам и правоцентристам, казалось, была готова забыть на время о внутренних противоречиях и двигаться вперед во имя благополучия итальянского народа.

Тем не менее, похоже, внутренние разногласия были отложены действительно только на время, и время это подошло к концу: в Италии разразился очередной правительственный кризис. Нельзя сказать, что все эти 14 месяцев дела у коалиции шли гладко, у двух партий были разногласия по целому ряду вопросов совершенно разного характера, таких как введение безусловного базового дохода, принятие «Декрета о достоинстве», концессии на строительство автомагистралей, вменяемое Лиге финансирование со стороны Москвы (il Russiagate), место проведения зимних Олимпийских игр 2026 г., обязательная вакцинация детей и, конечно же, закрытие морских портов для судов неправительственных организаций с мигрантами на борту и строительство скоростной ж/д магистрали Турин — Лион (TAV). Последние две темы стали решающими для нынешнего правительства, поскольку тема незаконных мигрантов и их преступлений на территории Италии, постоянно педалируемая Лигой и лично М.Сальвини в своих социальных сетях, создала ему репутацию истинного непоколебимого народного министра и существенно повысила его рейтинг по сравнению с коллегой по коалиции. А после голосования по ж/д строительству, в ходе которого Лига поддержала резолюцию оппозиции (!), коалиция, похоже, окончательно приказала долго жить.

Итак, после голосования в Сенате М.Сальвини заявил о том, что большинства в парламенте больше нет, и призвал к досрочным выборам. Премьер-министр Дж.Конте провел встречу с президентом страны С.Маттареллой, об итогах которой доподлинно неизвестно, но, по сообщениям источников, была определена официальная линия на недопущение правительственного кризиса и назначения технического кабинета министров. В пятницу, 9 августа, Лига внесла на рассмотрение Сената вотум о недоверии правительству, в то время как Дж.Конте занял спокойно-оборонительную позицию, призвав М.Сальвини объяснить итальянскому народу причины, по которым он так резко остановил работу правительства, которое за время своего существования успело сделать много и «не отдыхало на пляже» (намек на недавний пляжный тур М.Сальвини). Теперь в понедельник, 12 августа, председатель Сената соберет глав парламентских фракций для определения сроков голосования и т.н. «календаря кризиса».

Если отвлечься от сухой фактуры и посмотреть на позиции участвующих в кризисе сторон, складывается следующая картина. В несомненно выигрышной позиции, на первый взгляд, находится М.Сальвини. Вся его политика на протяжении последних 14 месяцев работы правительства выглядела как затянувшаяся предвыборная кампания, в которой акцент делался не на результатах коалиционной работы, но на собственно партийных, лиговских или, скорее, даже личных успехах вице-премьера. Изначально выбрав себе роль министра внутренних дел и фактически приватизировав тему незаконных мигрантов, и так чрезвычайно остро стоявшую в итальянском обществе, вице-премьер сумел завоевать народную любовь, но несмотря на это, не собирался останавливаться на достигнутом. Это проявлялось и в его постоянных высказываниях по вопросам международных отношений, никак не входящих в компетенцию министра внутренних дел, будь то антироссийские санкции или ситуация в Сирии, и в довольно снисходительном отношении к премьеру Дж.Конте, в котором он никогда не признавал «начальника», и в его непрекращающихся выступлениях на сценах итальянских городов, где ему рукоплескали довольные граждане всех возрастов. Все это действительно было похоже на продолжение избирательной кампании зимы 2018 г., которая закончилась для всех, но не для вице-премьера.

Использовав партнерство с Л.Ди Майо в своих целях (ведь без него не было никаких шансов попасть в правительство), М.Сальвини, окрыленный успехом на европейских выборах в мае, вплотную подошел к новой высоте — креслу премьер-министра. «Движение пяти звезд» небезосновательно обвиняет главного лигиста в следовании результатам опросов: в конце июля, несмотря на il Russiagate, М.Сальвини набирал 48% (Л.Ди Майо — 29%) народной поддержки, поэтому время для правительственного кризиса выбрано очень кстати. Призывы к немедленному голосованию звучат из уст М.Сальвини также из опасений о том, что голосование по инициированной пятизвездочниками и уже одобренной в Сенате конституционной реформе о сокращении мест в парламенте может затянуться надолго (в случае одобрения в палате депутатов в течение трех месяцев может быть созван референдум), и момент будет упущен, да и положение партии после проведения реформы может измениться.

Л.Ди Майо, напротив, настаивает на том, что голосование по вотуму недоверия правительству и досрочные выборы должны быть назначены только после голосования в палате депутатов по конституционному закону, запланированного на 9 сентября. За это время Д5З, возможно, надеется как-то исправить ситуацию с собственным рейтингом, либо прозондировать почву насчет возможной коалиции, например, с демократами, которые, кстати, вынесли вотум недоверия М.Сальвини, голосование по которому также пройдет в сентябре.

Дж.Конте, возможно, сыграет на руку данная ситуация, поскольку на сегодняшний день он — единственный из некогда дружного трио, кто пока не дал волю эмоциям, ведет себя достойно и в соответствии с законом, а также пользуется даже большей, чем М.Сальвини (51% по данным июльских опросов) поддержкой населения. Отсрочка внеочередных выборов даст ему возможность сформировать собственную партию, чтобы остаться в итальянской политике и после изменения расклада сил. Учитывая амбициозность экс-адвоката, о которой после его назначения на должность премьера писали многие, такой сценарий также представляется вполне жизнеспособным.

Наконец, не стоит забывать и о самой яркой фигуре Второй республики — старожиле итальянской политики Сильвио Берлускони, который вряд ли останется в стороне от происходящих процессов. Именно он после предательства некогда верного союзника в лице М.Сальвини предрек желто-зеленой коалиции раскол из-за TAV, и именно он может вполне оказаться готовым простить «блудного сына» в свете выборов, по итогам которых, судя по тому, что М.Сальвини успел настроить против себя абсолютно всех, у Лиги будет не так много вариантов для создания коалиции в случае неабсолютной победы. А с учетом невероятной политической прозорливости и опытности Кавальере, могут возникнуть даже мысли о том, не было ли происходящее сейчас в Италии изначальным планом громкого, но отсроченного плана возвращения не собирающегося стареть С.Берлускони на передовую итальянской политики. Как бы то ни было, грядущие месяцы в Италии обещают быть богатыми на интересные события.

Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_20233