Профессор кафедры истории политики стран Европы и Америки Н.К.Капитонова – о голосовании по соглашению и ситуации вокруг Брекзита.
Новый 2019 год начался для Британии не менее драматично, чем заканчивался год прошедший. 15 января состоялось, наконец, голосование по соглашению, подписанному Терезой Мэй в ноябре прошлого года по окончании долгих переговоров о Брекзите.
Поскольку своего отношения к этому соглашению никто из депутатов особенно не скрывал — оно не устраивало ни сторонников Брекзита, ни их противников — итог голосования был вполне предсказуем: оно было благополучно провалено. Вопрос состоял лишь в том — с каким счетом. Несмотря на категоричные заявления руководства ЕС, Брюссель готов был вернуться к тексту соглашения и внести в него некоторые изменения в том случае, если большинство голосов, поданных против соглашения, не превысит 60. После того, как 70 членов фракции тори объявили о своем намерении голосовать вместе с оппозицией, аналитики полагали, что соглашение будет завалено большинством до 150 голосов.
Действительность превзошла все ожидания — разгром Терезы Мэй стал ошеломляющим, превзойдя все аналогичного рода поражения, которые правящая партия терпела в парламенте за всю его историю. Соглашение поддержали лишь 202 депутата, против проголосовало 432. Таким образом, большинство составило 230 голосов. (Для справки — до 15 января самым крупным было поражение правительства Макдональда еще в октябре 1924 г., с большинством в 166 голосов).
«Полное унижение», «историческое поражение» — так окрестили произошедшее в британских СМИ. Вот чем закончились тяжелые двухлетние переговоры Лондона с Брюсселем, в ходе которых Терезе Мэй, неоднократно подвергавшейся унижениям со стороны европейских партнеров, противостояла консолидированная позиция Евросоюза, переговоры, которые сопровождались громкими отставками несогласных с условиями выхода британских официальных лиц.
Между тем обстановка в стране вокруг Брекзита накалена до предела. Выходят на митинги как его сторонники, которые, устав от ожидания «развода», начали нападать на депутатов парламента, так и его противники, опасающиеся обвального выхода, запасающиеся продуктами и лекарствами. После провала соглашения серьезно забеспокоились находящиеся в Британии европейцы (их более 2,5 миллионов), а также проживающие в ЕС британцы (около 800 тысяч) — их жизнь в случае обвального выхода серьезно усложнится. В подвешенном состоянии оказались жители Северной Ирландии, опасающиеся закрытия границы с Республикой Ирландия — так называемая «страховка», предусмотренная в проваленном соглашении для решения пограничного вопроса, была как ведущая к развалу Соединенного Королевства категорически отвергнута парламентом. До официального выхода Британии из ЕС остается менее двух с половиной месяцев, однако ясности относительно варианта выхода как не было, так и нет.
Ожидаемым также было и то, что произошло после провала соглашения: лидер оппозиции Дж.Корбин потребовал провести голосование по вотуму доверия правительству. Состоявшееся на следующий день — 16 января — оно принесло победу Терезе Мэй: ее правительство получило вотум доверия. Его поддержали 325 депутатов, против проголосовало 306. За доверие правительству голосовали члены консервативной фракции, а она насчитывает 318 депутатов, за минусом тори — заместителя cпикера, который не голосует; а также 10 депутатов от Демократической Юнионистской партии, которые взяли на себя обязательство поддерживать правительство Мэй. В голосовании принимало участие максимально возможное количество членов фракции: освободить депутата от голосования в таких форс-мажорных условиях может только серьезное заболевание, когда он находится на больничной койке (впрочем, в истории парламента бывали случаи, когда на голосование привозили лежачих больных на «скорой помощи»). Как правило в таких случаях несогласные в правящей партии, сколь много бы их ни было, голосуют в поддержку собственного правительства, чтобы не спровоцировать всеобщие выборы (неминуемые вслед за вотумом недоверия) и не прокладывать дорогу лейбористскому правительству, да еще во главе с леваком Корбиным, известным своими радикальными взглядами (выход Британии из НАТО, возвращение к практике национализации и пр.) Против доверия правительству голосовали лейбористы, либерал-демократы, шотландские и уэльские националисты, а также зеленые.
Вотум доверия, полученный правительством Терезы Мэй, не сильно облегчил ее положение. По правилам в течение трех рабочих дней она должна представить так называемый «План Б» — новый вариант соглашения о выходе из ЕС, которого у нее нет. (Голосование по новому плану должно состояться 22 января). Уже вчера после голосования премьер-министр объявила о том, что приступает для этого к консультациям с представителями других партий. Некоторые члены кабинета уже делали подходы к своим визави в «теневом» кабинете, однако были перенаправлены к лидеру оппозиции Корбину, с которым Мэй пока не проявляет желания сотрудничать, а он, в свою очередь, не испытывает желания помогать ей выпутаться из тяжелой ситуации. В качестве условия встречи Корбин требует публичного отказа Мэй от обвального выхода из ЕС.
Как могут развиваться события на британской политической сцене дальше? Одним из вариантов может стать проведение повторного референдума по вопросу выхода из ЕС. Эта идея становится все более популярной в обществе, хотя гарантий отказа британцев от Брекзита в этом случае никто не дает. Кампанию за проведение референдума запустили и его сторонники-консерваторы, ссылающиеся на изменение общественного мнения в голосующих за тори округах — опросы показывают, что идею «отыграть назад» поддерживает 56%. (Заметим, что в последние годы данные проводимых в стране опросов общественного мнения часто впоследствии не подтверждаются). На Корбина уже оказывается мощное давление в пользу такого варианта и со стороны членов «теневого» кабинета, и со стороны депутатов Европарламента-лейбористов, а также со стороны трех малых партий (уэльских и шотландских националистов, либерал-демократов, которые в общей сложности дают 50 мест в палате общин). Но он до вчерашнего дня отдавал предпочтение связке «вотум доверия — всеобщие выборы», одержав победу на которых предполагает отправиться в Брюссель, чтобы договориться там о новых, более мягких условиях выхода из ЕС. Не исключает лидер оппозиции и повторного голосования вотума доверия правительству (количество таких голосований не регламентировано; Тэтчер, например, несколько раз прибегала к ним в 1979 г., пока не свалила лейбористское правительство большинством всего в один голос). А поэтому вариант проведения всеобщих выборов в случае отказа парламента в вотуме доверия правительству, не способному найти выход из тупиковой ситуации, вполне вероятен.
Тереза Мэй также отвергает идею повторного референдума, более того — намеренная во что бы то ни стало выполнить волю народа, высказанную на референдуме 23 июня 2016 г., и воспринимая это как свою миссию, она пока отказывается пролонгировать сроки выхода, на что готов Брюссель, давший понять, что их могут перенести на вторую половину 2019 года.
В свою очередь, Евросоюз склоняет Британию к тому, чтобы остаться, полагая, что этот вариант напрашивается сам собой и что он возможен в одностороннем порядке — нужно просто отозвать запуск Статьи 50 Лиссабонского договора о «разводе» (для этого не надо проводить новый референдум). Наблюдая за непримиримой борьбой, которая ведется между так называемыми брекзетерами (сторонниками выхода) и римейнерами (их противниками), Брюссель призывает их, выработать, наконец, в ходе консультаций единый подход, который, со своей стороны, он готов рассматривать, склоняя при этом Мэй к заключению таможенного союза. Такой вариант устроил бы оппозицию, но категорически не устраивает брекзетеров-тори (Джонсона, Дэвиса, Рис-Могга и многих др.), так как означает, что Британия фактически одной ногой остается в ЕС со всеми вытекающими для нее последствиями. Вместе с тем высказываемые некоторыми аналитиками опасения, что это могло бы подвигнуть их к крайней мере — голосованию вместе с лейбористами против доверия Мэй и возглавляемому ею правительству, представляются несколько преувеличенными — это поставило бы крест на их дальнейших отношениях с собственной консервативной партией.
Таким образом, ситуация вокруг Брекзита по-прежнему остается напряженной и неясной, а вариант обвального выхода, несмотря на нежелание и попытки противодействия ему со стороны набирающего власть в этом вопросе парламента, вовсе не отменяется.
Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_19323