«Современная педагогика и образовательный дизайн». Новая магистратура МГИМО
27 октября Ректор МГИМО А.В.Торкунов открыл новую магистерскую программу «Современная педагогика и образовательный дизайн». Магистратура стала закономерным шагом в развитии педагогического образования в МГИМО, сознательного и уверенного прихода Университета в школьное образование.
Идею магистерской программы, ориентированной на подготовку педагогов для современной школы, подсказала практика и потребности Горчаковского лицея МГИМО, серьезный опыт был наработан в педагогической программе дополнительного образования «Родитель — учитель». Инициатором программы выступил директор Лицея Р.И.Котов. Интеллектуальным ядром магистратуры и специализированной кафедры, созданной в МГИМО-Одинцово, стали лидеры современных исследований в области образования и известные педагогики-практики — Марина Александровна Пинская и Витольд Альбертович Ясвин.
На первой встрече с педагогическим составом магистратуры и магистрантами Анатолий Васильевич Торкунов поделился своим видением программы, основная задача которой состоит в обновлении модели компетенций учителя и формировании школьных команд, которые смогут реализовать человекоцентричный подход, лучшие мировые педагогические практики и создавать новые. Ректор МГИМО подчеркнул, что речь идет о «спокойных эволюционных процессах глубинных изменений», которые органичны для нового поколения детей и реалий современной действительности. «Сократовский метод, вкупе с принципами гуманистической педагогики и соучастного проектирования, формирование и развитие чувства сопричастности, «соработничества» видится как основа «дизайна» современной школы.
Ректор рассказал о тех, школьных проектах, где ждут новых учителей, в частности, он подробно остановился на школе «Новый взгляд», которая откроется по инициативе МГИМО в московских Хамовниках. Ректор отметил, что «в следующем году мы проведем специальный набор будущих учителей «Нового взгляда».
Идея командной подготовки учителей, завершенных педагогических коллективов для новаторских школ заложена в целеполагание магистратуры. Первые запросы на формирование таких команд уже есть.
Уникальность магистерской программы заключается в том, что обучение происходит в процессе педагогического исследования и проектирования школьных команд учителей. Магистранты — действующие учителя — получают возможность применять полученные знания и осваивать новые профессиональные инструменты в практике преподавания в классах своей школы, создавая таким образом базу для ее развития.
Р.И.Котов нарисовал желаемый образ школы будущего — как открытой адаптивной среды, в которой класс как пространство будет преодолен, и трансформации которой будут инициированы всеми «стейкхолдерами» образовательного процесса — детьми, учителями, родителями. «Школа настоящего и будущего — как пространство, естественное и сообразное запросу детей, в котором дети чувствуют свободу и разделяют ответственность, в котором дети — соавторы». Роман Игоревич подчеркнул, что продюсирование педагогической магистратуры в интеллектуальном партнерстве с Горчаковским лицеем — это переосмысление возможностей школы как институции, создание качественно иных форматов социальных связей, наполненных содержанием, которое определит образовательные тренды в будущем, смысловая капитализация университетского потенциала в контексте школы, выход за рамки, создание перемен, расширение возможностей.
«Мы создаем проект, которого не было. Это исторический момент, который, вероятно, мы осознаем позже», — делится впечатлением Витольд Альбертович Ясвин, — «…важно “перепридумать” процесс обучения. Радость от начинания и первый успех открывают поле возможностей, за ними последуют ответственность, чувство завершенного дела или проекта».
«В центре — ученик, и уже вокруг него средства образования, которые выстраивают его движение и учение», — подчеркнула Марина Александровна Пинская и привела пример образовательной программы Уэльса для начальной школы, спроектированной вокруг двух ключевых целей — excellence и enjoyment (академическое совершенство и удовольствие, радость). Марина Александровна актуализировала понятие well-being (благополучия, полноты бытия), которое становится центральным в современном контексте. Недаром курс Йельского университета The Science of Well-Being признан Coursera самым популярным курсом за всю историю известной образовательной интернет-платформы.
«Наша цель — подготовить уже действующих учителей к решению исследовательских задач в их ежедневной практической работе в классе. Проводить собственное педагогическое исследование — проектировать урок и образовательную программу и анализировать эффективность преподавания и обучения на основе объективных данных — необходимое в сегодняшней школе умение», — так описывает саму концепцию академической программы Марина Александровна Пинская.
Практические советы относительно обучения в МГИМО и свое видение роли новой магистратуры в ходе дискуссии дали проректор МГИМО А.В.Мальгин, директор Школы бизнеса и международных компетенций А.М.Мирзоева, директор Одинцовского кампуса Е.А.Козловская. Именно ШБМК МГИМО совместно со школами «Наши пенаты» и «Олимп-Плюс» стала основой для формирования первого корпуса магистрантов.
Помимо открытия педагогической магистратуры, второй составляющей «школьного» дня стало общение Ректора А.В.Торкунова с лицеистами, учителями, подробный анализ образовательного процесса в период пандемических ограничений. Ученицы старших классов Л.Газизуллина и А.Плавельская рассказали Ректору о системе управления временем лицеистов, которая складывается из индивидуального расписания (а оно в лицее персональное для каждого старшеклассника) и цифрового инструмента для навигации по нему. Особенное внимание юные эксперты уделили средовым решениям — зонам коворкинга, предназначенным для индивидуальной и групповой работы, трансформируемым помещениям, в которых в этом году проходит игровая модель посольства, получившая название «Министерство инновационной дипломатии». Также ученицы познакомили с особенностью тьюторской службы, в которой с лицеистами работают действующие спортсмены, выступающие в роли персональных «коучей», сопровождающих личностное и профессиональное развитие детей. «Мотивирующая встреча, очень теплые впечатления от разговора. Нам — и лицеистам, и учителям — важно встречаться с мгимовцами, участвовать в жизни «взрослого» университета, развивать нашу общность», — делится впечатлениями Илья Демаков, заместитель директора Горчаковского лицея.
Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_22877