Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований В.П.Козин — о возможностях введения дополнительных санкций США в отношении России — на сей раз из-за ДРСМД.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований В.П.Козин — о возможностях введения дополнительных санкций США в отношении России — на сей раз из-за ДРСМД.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований В.П.Козин — о возможностях введения дополнительных санкций США в отношении России — на сей раз из-за ДРСМД.

16 мая президент США Дональд Трамп поручил главе Государственного департамента совместно с Пентагоном, министерствами финансов и торговли, а также с директором национальной разведки разработать новые санкции в отношении Москвы из-за того, что Россия якобы «нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности» (ДРСМД) 1987 года. В тексте указания говорится, что названные структуры должны выполнить соответствующие требования, изложенные в разделе 1244 («С») закона №115-91 о военном бюджете США на 2018 финансовый год.

Этот пункт обязывает главу государства представить Конгрессу «доклад с планом введения мер в отношении лиц, которые ответственны за невыполнение Российской Федерацией положений ДРСМД», в том числе «политических фигур правительства Российской Федерации». Предполагается, что ограничительные меры будут введены в отношении физических и юридических лиц, участвующих в разработке российских вооружений.

В частности, предусматривается запрещение или блокирование их транзакции в отношении активов или собственности, которые находятся на американской территории, запрет этим лицам въезд на территорию страны, планируется не выдавать им въездные визы или аннулировать уже выданные. Кроме того, подчеркивается, что президент имеет право предложить любые другие меры, которые сочтет целесообразными.

Новая угроза американского руководства против России говорит о том, что там серьезно заболели «хроническим санкционным синдромом» в самой тяжелой форме

Намечаемый новый антироссийский шаг нынешней американской администрации является несправедливым, нелегитимным и профессионально неадекватным. Несправедливым по той причине, что не Россия, а США за последние 17 лет уже 93 раза нарушали этот важный бессрочный договор, не теряющей своей актуальности и работающий на перспективу. Такие нарушения американской стороной происходили во время испытаний ракет-перехватчиков системы ПРО, когда в качестве перехватываемых целей были задействованы ракеты средней и меньшей дальности, запрещенные договором 1987 года.

По этой причине санкции за его постоянные нарушения должны быть введены не против России, а против Соединенных Штатов.

Будет, видимо, правильным, если во время последующего обсуждения российских законопроектов о противодействиях американским санкциям против России будет включен отдельный пункт, вводящий санкции в отношении Вашингтона с формулировкой «за многочисленные нарушения американской стороной Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года и ее стремление продолжать его нарушения в будущем».

Новое указание президента Дональда Трампа от 16 мая является нелегитимным, поскольку Вашингтон до сих пор не предъявил ни Москве, ни себе самому, ни всему остальному миру каких-то доказательств о «несоблюдении» данного договора российской стороной. Причиной этого является то, что такие доказательства просто не были собраны и не могут быть собраны ввиду их физического отсутствия. Все доклады Государственного департамента США по этому поводу — это просто пропагандистские пустышки.

Вашингтон уже давно пытается решить свою собственную проблему с «нарушениями ДРСМД» по схеме «переложить с больной головы на здоровую». То он пытался ликвидировать новые российские ракеты межконтинентальной дальности, не подпадающие под его терминологические определения. То намеревался обрушить огонь критики на другую новую российскую ракету, еще меньшей дальности, чем та, которая минимально допустима по договору. То теперь стал обосновывать свой потенциальный выход из него «китайской ракетной угрозой».

Поскольку все эти изложенные обстоятельства являются надуманными и не соответствующими реальности, то какой-то торг Вашингтона с российской стороной в связи с ДРСМД является, как говорил герой одного литературного произведения, «неуместным». Если это еще не поняли наши американские контрагенты, то им можно посоветовать внимательно прочитать «Белую книгу»: «Перспективы Договора о ликвидации РСМД 1987 года», опубликованную в Москве на русском языке в 2017 году и на английском в 2018 году.

По всем изложенным выше причинам квалификация нового майского выпада Белого дома против Российской Федерации из-за ДРСМД как профессионально неадекватного является правильной. Видимо, такие советники работают в администрации президента Дональда Трампа, в Конгрессе и Государственном департаменте Соединенных Штатов.

Подлинной же причиной введения и американских граждан, и мировой общественности в заблуждение относительно «несоблюдения» Москвой договора 1987 года является стремление нынешней администрации постепенно подорвать всю систему контроля над ядерными вооружениями, которая скрупулезно создавалась уже несколькими главами государств Советского Союза/России и США.

Нет сомнений, что президент Дональд Трамп на каком-то этапе издаст директиву об одностороннем выходе Вашингтона из этого договора. Скорее всего, это произойдет после завершения ведущихся НИОКР на новую крылатую ракету наземного базирования с ядерным боезарядом или несколько раньше. Для этого в США активно создается соответствующая инженерно-техническая основа и необходимый информационный фон с 2012 года.

Реальная причина нападок США на Россию в связи с ДРСМД — это стремление взломать всю систему контроля над вооружениями. В этой связи необходимо напомнить, что Соединенные Штаты уже деструктивно отреагировали в одностороннем порядке на целую серию двусторонних и многосторонних договоров в области контроля над вооружениями.

Они вышли из договора по ПРО и из иранской ядерной сделки; не ратифицировали два договора (адаптированный ДОВСЕ и ДВЗЯИ); нарушают три договора, одну конвенцию и одно соглашение (Договор СНВ-3, ДРСМД, Договор по открытому небу, Конвенцию о запрещении химического оружия и Соглашение об утилизации оружейного плутония); отказались обсуждать два проекта договоров исключительной важности (Договора о европейской безопасности и Договора о предотвращении размещения оружия в космосе).

Это — крайне опасная линия нынешней американской администрации. Ее цель — взлом всей системы контроля над вооружениями, поскольку в составленном списке значатся одиннадцать договоров и соглашений, которые обеспечивают глобальную стратегическую стабильность по многим ключевым направлениям. Кроме того, имеются шестнадцать нерешенных вопросов в области контроля над вооружениями, которые «зависли» по инициативе американских контрагентов.

Было бы честным с американской стороны при выходе из ДРСМД просто сослаться на его пункт 2 статьи XV, которая позволяет любой стороне этого договорного акта выйти из него в порядке осуществления своего государственного суверенитета, если она решит, что связанные с ним «исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы».

Будет правильным и логичным, если Россия отреагирует на такой шаг незамедлительно и по тем же обстоятельствам. Но прежде надо, видимо, попытается вылечить американский «хронический санкционный синдром» адекватными средствами.

Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_18177