Ведущий эксперт ЦВПИ В.П.Козин — о Совместном заявлении ОДКБ по вопросу о Договоре РСМД.

Ведущий эксперт ЦВПИ В.П.Козин — о Совместном заявлении ОДКБ по вопросу о Договоре РСМД.

Ведущий эксперт ЦВПИ В.П.Козин — о Совместном заявлении ОДКБ по вопросу о Договоре РСМД.

11 июня в Алматы на заседании Совета министров иностранных дел государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) было принято Совместное заявление в связи с 30-летием со дня вступления в силу 1 июня 1988 года Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, подписанного в декабре 1987 года. В принятом документе участники встречи подтвердили ценность этого договорного акта, как важного фактора поддержания международной безопасности и стабильности, а также выступили за его сохранение и неукоснительное соблюдение.

Одновременно государства-члены ОДКБ обратили внимание на два существенных обстоятельства. Во-первых, они констатировали факт отсутствия поддержки инициативы, выдвинутой Российской Федерацией в октябре 2007 года, о придании глобального характера вытекающим из него обязательствам. Во-вторых, они указали на ряд угроз, возникающих в результате его несоблюдения.

Среди таких угроз были названы:

конкретные военные программы США, осуществляемые без учета обязательств по договору 1987 года и включающие производство и применение американской стороной ракет-мишеней, а также ударных беспилотных летательных аппаратов, запрещенных договором;

развертывание универсальных ракетных пусковых установок наземного базирования;

проведение в Соединенных Штатах НИОКР по созданию мобильной ракетной системы наземного базирования с дальностью от 500 до 5.500 км, также запрещенной Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Что касается использования ракет-мишеней средней и меньшей дальности, запрещенных договором 1987 года, то следует учесть, что начиная с 2001 года, когда Вашингтон объявил об одностороннем выходе из Договора по ПРО и Пентагон приступил к проверке эффективности ударных систем противоракетной обороны с помощью ракет-перехватчиков, американская сторона 93 раза нарушила договор 1987 года, поскольку стала применять в качестве перехватываемых целей ракеты-мишени средней и меньшей дальности, запрещенные этим договорным актом.

Россия никогда не нарушала договор и не намерена нарушать его впредь. Никаких доказательств Вашингтон до сих пор не представил и представить не сможет.

Названная цифра — 93 нарушения — договора 1987 года американской стороной взята не с потолка. Подробные данные о месте и времени проведения испытаний, а также о типе ракет-перехватчиков и перехватываемых ими ракет-мишеней средней и меньшей дальности приводятся всякий раз Управлением по противоракетной обороне Министерства обороны США на его интернет-сайте, когда оно испытывает ракеты-перехватчики системы ПРО в реальном режиме. Такие факты имеются и в открытых документах американского Конгресса, и в выступлениях руководителей названного управления на проводимых там слушаниях по военной проблематике в его различных комитетах.

Иными словами, юридически и политически оставаясь в рамках договора 1987 года, США уже фактически вышли из него, когда при проверке системы ПРО они стали применять в качестве ракет-мишеней запрещенные им ракеты

В частности, американская сторона неоднократно использовала и по-прежнему намерена использовать ракеты-мишени типа Hera (с дальностью стрельбы 1.100-1.200 км), MRT-1 (с дальностью стрельбы 1.100 км) и LRALT (с дальностью стрельбы 2.000 км), то есть те, которые однозначно подпадают под терминологические определения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В мае 2018 года к этому списку российское Министерство обороны добавило еще ракеты Aries, LV-2, Storm и Storm-2.

Кроме того, США приняли на вооружение ударные беспилотные летательные аппараты типа «Предэйтор» (MQ-1B Predator), «Рипер» (MQ-9A Reaper), «Рэптор» (MQ-1B Raptor), «Глоубэл хок» (RQ-4 Global Hawk) и другие, которые в соответствии с Договором о ликвидации РСМД относятся к категории крылатых ракет наземного базирования — независимо от того, что они были созданы и поступили на вооружение уже после подписания данного договора. Такие тяжелые БПЛА, которые имеют на борту ударные системы вооружений, однозначно подпадают под понятие аэродинамических ракет дальностью полета от 500 до 5.500 км, запрещенных договором 1987 года. Например, дальность полета БПЛА «Предэйтор» достигает до полутора тысяч километров, а «Глоубэл хок» — до нескольких тысяч километров.

В 2018 году у американской стороны на вооружении находилось более трех сотен таких боевых беспилотных летательных аппаратов.

К универсальным пусковым установкам, о которых говорилось в заявлении государств-участников ОДКБ от 11 июня этого года, относятся американские установки вертикального запуска типа «Мк-41», уже установленные на оперативной базе ПРО США, расположенной в Девеселу на юге Румынии, а также те, которые будут смонтированы на аналогичной американской базе под Редзиково на севере Польши в конце текущего года. Особенность таких установок заключается в том, что в них можно загружать как оборонительные виды вооружений в виде ракет-перехватчиков системы ПРО, так и наступательные виды вооружений в виде крылатых ракет морского и наземного базирования, которые могут представлять угрозу сопредельным государствам независимо от того, какой боезаряд они будут доставлять: ядерный или обычный. Диаметр такой универсальной пусковой установки позволяет загружать ракеты-перехватчики системы ПРО, и крылатые ракеты морского и наземного базирования боевой информационно-управляющей корабельной системы «Иджис» и ее аналогичной наземной версии «Иджис эшор».

Установленные в Румынии универсальные пусковые установки «Мк-41» под 24 ракеты, а также аналогичные установки, которые будут сооружены в Польше под такое же количество ракет, представляют собой наземные варианты пусковых ракетных систем, устанавливаемых на американских эсминцах класса «Эрли Берк» с управляемым ракетным оружием.

В заявлении государств-участников ОДКБ от 11 июня упомянут факт выделения средств на НИОКР с целью создания мобильной ракетной системы наземного базирования.

Речь идет о готовности начать производство в США мобильно-грунтовых крылатых ракет средней дальности типа «Томагавк» с ядерным боезарядом, запрещенных договором 1987 года, а впоследствии развернуть их в Европе, то есть повторить «двойное решение» НАТО 1979 года о размещении на европейском континенте баллистических ракет «Першинг-2» и крылатых ракет «Томагавк». Обращает на себя внимание сообщение июньского номера этого года информированного издания Jane’s International Defence Review, в котором говорится о готовности Соединенных Штатов продолжать производство крылатых ракет «Томагавк» в модификации Block IV, которые могут оставаться на вооружении еще пятнадцать лет.

В заключении Совместного заявления, принятого в Алматы, государства-участники ОДКБ призвали заинтересованные стороны поддерживать конструктивный диалог и предпринять все необходимые усилия для разрешения имеющихся проблемных вопросов, связанных с реализацией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности во избежание рисков для его будущности.

Это в полной мере относится к Соединенным Штатам и другим их союзникам, в том числе к Японии и Южной Корее, которые принимают участие в испытаниях американской системы ПРО морского базирования с реальным использованием ракет-мишеней средней и меньшей дальности, запрещенных договором 1987 года.

Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_18308