Сытые игры. Кухни народов мира в «Артеке»
Специальные корреспонденты Отдела по связям с общественностью МГРИ-РГГРУ Владимир Ни и Алсу Тазетдинова взяли интервью на одну из самых «вкусных» тем – как питаются участники II Международного слёта юных геологов «ГеоАртек-2018». На вопросы отвечал Региональный управляющий ЗАО «Комбинат дошкольного питания» Андрей Владимирович Семенов, ответственный за питание всех артековцев.
- В столовых «Артека» мы видим блюда разных народов мира, если не секрет где вы берёте рецепты?
- Да, это так - у нас в столовых «Артека» действительно существует уникальный кулинарно-образовательный проект, который так и называется «Кухня народов Мира». В рамках реализации данного проекта у нас представлены более 25 национальных блюд. Рецепты этих блюд мы взяли из кулинарного сборника рецептур блюд, разрешённых для детского питания.
- Какое блюдо, по вашему мнению, пользуется наибольшим успехом?
- Тяжело выбрать наиболее популярное блюдо, так как наше меню очень разнообразное, мы готовим детям блюда трёх комплексов и они сами делают свой кулинарный выбор - всё, что мы готовим, ребята кушают с огромным удовольствием!
- Подскажите пожалуйста, каких продуктов на кухне «Артека» больше: крымских или с материка?
- Конечно крымских. Мы стараемся работать в основном с крымскими производителями. Хотя, и с материка мы тоже получаем часть продуктов.
- Удается ли использовать свежую рыбу местного вылова, если да, то что вы из неё готовите?
- Нет, свежепойманную рыбу в питании детей мы не используем. Мы работаем с рыбой, разрешённой в детском питании - это очищенное филе без костей.
- Наши ребята юные геологи, идут на Аю-Даг, какой сухой паёк они берут с собой?
- Сухие пайки мы им с собой не даем, ребята спускаясь с Аю-Дага, приходят к нам в столовую, где кушают полноценный горячий обед.
- Андрей Владимирович, расскажите поподробней о кулинарно-образовательном проекте «Кухня народов Мира».
- Данный проект существует у нас с 11-й смены 2016 года. «Кухня народов Мира» — это не просто кулинария, это не просто питание, а ещё и часть образовательного процесса, потому что через кулинарные и национальные особенности питания, дети знакомятся с культурой разных стран, их историей.
Ведь сам «Артек» - это многонациональный и международный проект, соответственно в той же самой кулинарии тоже есть много, что интересно детям в принципе не только с точки зрения покушать. Это одна из возможностей узнать больше, прикоснуться к иной культуре. В «Артеке» создана уникальная образовательная среда и «Кухня народов Мира», как и сами столовые, это неотъемлемая её часть. Мы чётко понимаем, что «Артек» - это беспрерывный образовательный процесс: куда бы ребёнок не посмотрел, куда бы ни пошёл он всегда находится в образовательной среде, в том числе и в столовых. А в столовые дети приходят 5 раз в день - завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин.
В столовых мы тоже несём некую образовательную функцию, это и этикет, и правила поведения в столовой, это и культура правильного и здорового питания. Мы учим детей кушать сбалансированный правильный и полный рацион, который обязательно включает в себя и первое, и второе, и третье блюдо и даже компот (это если мы говорим например, об обеде), также учим детей правильно пользоваться столовыми приборами, не шуметь и не кричать во время приёма пищи - «когда я ем я глух и нем», мы, в конце концов, учим ребят желать друг другу «приятного аппетита» и говорить друг другу «спасибо».
Кстати, если вы обратили внимание, то плейсы, которые лежат на подносах, тоже носят образовательную функцию, на сегодняшний день это план-схема МДЦ «Артек». И ребёнок из одного лагеря понимает, где находится другой лагерь, он видит, какой «Артек» огромный. В прошлом году, а это был Год экологии, у нас на плейсах был отражён животный мир «Артека» и на них были представлены птицы и животные, которые водятся на территории лагеря.
На больших телевизионных экранах в столовых демонстрируется образовательный контент: это видео-ролики и про кулинарные мастер-классы, и про кулинарные конкурсы и фестивали, которые мы проводим для детей в «Артеке». Детям это интересно, им очень нравится, они получают дополнительное образование, которое в повседневной жизни многие из них возможно не получат, но я уверен, что им это будет полезно и понадобится в дальнейшем.
Теперь насчёт национальных блюд: начнём с того, что у нас на сегодняшний день их больше 25, а смена длится всего 21 день. Блюда эти не повторяются, каждое из них бывает только 1 раз за смену. Например, сегодня у нас рассольник по-россошански, соответственно, на экране при входе в обеденный зал мы видим визуализацию этого блюда. Повара, которые сегодня работают на раздаче, носят элементы национальной одежды, а на тейбл-тенте и меню-борде, которые находятся на раздаче, подробно рассказывается об этом блюде. Так что у детей есть много вариантов прикоснуться к культуре другой национальности. Кстати, как мы слышим, в столовой всегда негромко звучит национальная музыка: так например, в день китайской кухни играют китайские мотивы, а в «испанский день»– фламенко.
Что же касается выбора национальных блюд: мы пытались показать детям через кулинарию, что есть это ни только вкусно, но и интересно. Основные критерии к подбору блюд достаточно просты - нам важно чтобы они были полезными, отвечали критериям здорового и правильного питания, ну и обязательно вкусными, чтобы нравились детям. Эти блюда должны вызывать интерес у детей. Вот, допустим, если взять еврейскую кухню, у нас есть гарнир, который называется «цимес». Многие наверное слышали, но не все знают, что такое «цимес», а это национальное еврейское блюдо, которое готовят на праздничный стол. У этого народа такое блюдо ассоциируется с праздником, с радостью и счастьем. А если брать Италию, то у нас это паста. Все слышали и все знают, что такое паста, дети с удовольствием её едят, им очень нравится. Испания у нас представлена несколькими блюдами. Это и морковный суп-пюре, который восхитительно-вкусный и очень полезный, а также есть испанский салат-коктейль с апельсином и курицей, который тоже очень вкусный и очень полезный.
Кстати, некоторые идеи для меню национальных блюд нам подкинул сам «Артек». Так например, когда МДЦ подписали соглашения о сотрудничестве с министерствами образования Франции и Сербии, мы поддержали эту историю и ввели новые национальные блюда - сербские «чевапчичи» и суп «чорба», и настоящие французские круассаны. Опять же, все слышали и знают, что такое круассан, а у нас дети теперь едят настоящие круассаны на завтрак.
Многие дети не кушали подобные блюда дома, а у нас в «Артеке» они их попробовали.
Дети пробуют, знакомятся с кулинарным многообразием. Все блюда, которые есть в национальном меню, они так или иначе детям нравятся. Вот, допустим, блюдо кухни Карачаево-Черкесии «бышлак - биширген» - это картофельное пюре с сыром. Это очень интересное сочетание, для многих это блюдо на первый взгляд кажется очень необычным, но оно очень вкусное и полезное, а самое главное, оно пропитано домом. Его основа - отваренная картошечка, которую, как мама, толкли с любовью, а домашний сыр делает это блюдо максимально домашним.
Ещё мы регулярно проводим кулинарные мастер-классы, на которых учим детей чему-то новому и стараемся приятно удивлять их чем-то необычным. Кстати, мы делаем это ещё и для того, чтобы после возвращения домой, ребята смогли повторить эти блюда и в свою очередь приятно удивить и порадовать родителей.