Боремся с изоляцией как только можем.

Боремся с изоляцией как только можем.

Боремся с изоляцией как только можем.

После активностей студентов Школы-студии МХАТ пришел черед педагогов: для них мы подготовили специальный опрос.

ЕВГЕНИЙ ПИСАРЕВ – художественный руководитель 3 актерского курса Школы-студии МХАТ, Заслуженный артист РФ, режиссер, художественный руководитель Театра имени А.С. Пушкина. Окончил Школу-студию МХАТ в 1993 году.

#ШколастудияМХАТнакарантине

1. Студентов привычно ругают, но хочется узнать, чему в них можно сейчас позавидовать, каково самое важное свойство обучающегося сейчас в Школе-студии МХАТ поколения?

Сегодняшние студенты хорошо оснащены. Это люди, рожденные в 2000-х, - дети благополучного времени. Видно, что родители очень прилично в своих чад вложились. Они хорошо танцуют, поют, играют на множестве инструментов. Почти весь мой курс уверенно говорит на английском. Их не нужно «разжимать», они свободны, легко входят в контакт. Но тут и проблема: они же и очень легко из этого контакта выходят, мгновенно дистанцируются. Или вот онлайн-общение сегодняшнее - я чувствую дикий дискомфорт, а они очень быстро сориентировались. Они привыкли получать максимум информации через гаджеты. И они могут прекрасно общаться без видео со мной, без моего внешнего вида. А мне нужны их глаза, их живые эмоции.

2. Как вы понимаете миссию Школы-студии МХАТ? Без чего не может Школа обойтись? Чего тут не должно быть никогда?

Служение делу, нравственное начало, этика, с которой начинается обучение, студийность – вот база. Это воспринимается сегодня как романтизм, но я бы хотел его сохранить. Иначе мы превратимся в коучей, которые быстро натаскивают студентов, давая им только инструментарий.

3. Какому совету ваших учителей/педагогов вы следуете всю свою жизнь?

Я окончил курс Юрия Еремина (единственный раз он набирал в Школе-студии МХАТ), Юрий Иванович учил нас «горячим способом» - сначала пробуй, потом спрашивай. Еремин всегда говорил: «Если ты хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». К сожалению, приходится следовать этому совету. Хотя есть помощники, но так надежнее. А Роман Козак, которого я также считаю своим учителем, постоянно цитировал Олега Ефремова: "Делайте, что хотите, только не забывайте, что вы люди». Однажды в Школе-студии был спор, кого отчислять из студентов. Кто-то стал защищать своего ученика: «Посмотрите, ну как его отчислять, он же на сцене просто животное!» Покровская сказала: «Да, он животное, а хотелось бы людей».

4. Чем плох/хорош старый театр и чем плох/хорош новый?

Никакого старого и нового нет, есть живой и мертвый театр. Старый театр более честный, в нем необходимы мастерство, голос, темперамент... В новом театре этого может не быть, новый театр с этим часто борется. Критерии размыты, схитрить гораздо проще. В этом смысле я люблю музыкальный театр, там до сих пор эта честность осталась. Есть критерий: артист либо берет ноту, либо нет. Но зато в новом театре чаще возникает ощущение искусства. Он более поисковый, не такой конформистский, здесь есть эксперимент, нет заранее установленных правил. В старом театре есть правила и потому объективнее победа или провал.

5. Посоветуйте что смотреть/читать - но, пожалуйста, из самого новейшего, того, что появилось два-три года назад. Если можно, с небольшим аргументом.

Не очень хочу советовать что-то из последнего, в этом студенты разбираются побольше меня. Проблема в том, что они равнодушны к тому, что было до них. В юности я как раз наоборот обожал мемуары, в студенчестве любил рассказы Виталия Виленкина про старый МХАТ, про Булгакова, про Ахматову. А вот мои студенты недавно совершенно не приняли спектакли Камы Гинкаса и Генриетты Яновской. Но, возможно, это из-за качества записей. Пока ничем «старым» не удалось их увлечь. Посмотрел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» - не уверен, что молодые будут смотреть два часа хроники 1953 года. Я же не мог оторваться: от лиц людей, от кричащей бедности, от церемониала, от уродливости прощальных речей. Посмотрел сериал «Вавилон - Берлин» - потрясающе! Это необычное время, не очень нам знакомое – догитлеровская Германия, безупречно визуально все сделано. Хочу, чтобы студенты посмотрели фильм "А потом мы танцевали" - о мужестве обретения себя нетрадиционным молодым человеком в маскулинной традиции Грузии.

Источник: https://vk.com/club1010597?w=wall-1010597_37381