Мы публикуем материалы по истории Школы-студии МХАТ - тексты и уникальные фотографии из нашего раритетного «Семейного альбома», изданного в 2013 году к 70-летию Школы.
Двадцатый седьмой курс Школы 1972 года выпуска. На курсе учились: Ирина Акулова, Ольга Богданова, Николай Болотов, Татьяна Бронзова, Наталья Вихрова, Владимир Дюков-Самарский, Лариса Еремина, Михаил Лобанов, Юрий Меншагин, Тамара Миронова, Наталья Назарова, Николай Николаев-Никольский, Вячеслав Петриченко, Людмила Поргина, Георгий Рудский, Виктор Фокин, Валерий Чемоданов и др.
Вспоминает Народный артист РФ БОРИС ЩЕРБАКОВ:
«Такой заботы о моей творческой судьбе, как в Школе-студии, больше в моей профессиональной жизни не было. Мы учились в атмосфере любви и заботы не только педагогов, но и всех работников студии – от гардеробщицы до ректора. Вениамин Захарович Радомысленский по-отечески относился ко всем студийцам. Преподавателями по мастерству были актеры МХАТа: подвижный, смешливый А.М. Комиссаров, царственная А.К. Тарасова и нежная, наивная А.М. Комолова, которая работала в паре со строгим обладателем красивого раскатистого баса И.М. Тархановым. Возглавлял всех руководитель курса – импозантный, солидный барин П.В. Массальский.
Когда 1 сентября 1968 года мы пришли на свое первое занятие по мастерству, в аудиторию вошли Комолова и Вениамин Захарович, который и сообщил нам, что театр уехал на гастроли и все наши преподаватели сейчас в Японии до октября. К возвращению мастеров нам дали задание подготовить самостоятельные работы. В октябре вернулись наши преподаватели и учеба завертелась полным ходом.
А.К. Тарасова на первом курсе только присматривалась к нам и активно включилась в работу со второго. Занятия проводила дома, в маленькой комнатке, обставленной изящной старинной мебелью. После репетиции она поила нас чаем и кормила бутербродами, которые подавал в гостиную ее муж – Александр Александрович. Если репетиции проходили в вечерние часы и не надо было бежать на занятия в студию, мы засиживались за уютным столом допоздна. Алла Константиновна много рассказывала.
Казалось, В.З. собрал самых лучших, передовых, свободно мыслящих людей в студию. Мы общались с нашими педагогами и вне стен студии. Бывали у них дома. Дружили. В моей жизни очень важную роль сыграли Авнер Яковлевич Зись и Виталий Яковлевич Виленкин, у которых я часто бывал и которым обязан своему человеческому становлению. Школа-студия была нашим домом, куда мы приходили в 9 часов утра и уходили в 10 часов вечера. Мы и все помещения убирали сами. Каждый курс дежурил неделю: мыли полы, протирали столы, стулья, зеркала, подоконники. Потом весь день следили за чистотой, меняясь на посту, который был установлен как раз напротив входа в студию. Дежурный встречал всех чужих, кто входил.
Занятия по физкультуре проходили в открытом бассейне «Москва» в элитном отделении с сауной. Особенно нравилось плавать зимой, когда пар поднимался от воды, а на улице видны люди в платках и шубах. После бассейна мы шли в Пушкинский музей, где велись занятия по изобразительному искусству.
Во время учебы нам категорически запрещалось сниматься – вплоть до отчисления. Дисциплина в студии была очень строгая. Даже за пропуск урока сразу вызывали к В.3. Девочкам не разрешалось носить брюки: В.З. считал, что это дурной тон. Когда мы уже заканчивали четвертый курс, он изменил свое мнение, может, потому что изменилась атмосфера в театре. Новый художественный руководитель театра Олег Ефремов внес свежую струю современности не только в репертуар, но и в саму жизнь театра.
Конечно, мы не только учились. Мы развлекались, влюблялись, делали много глупостей. Каждый новый учебный год свою приветственную речь перед всеми собравшимися в школьном театральном зале В.З. заканчивал так: «По коням!» Вот я, как вскочил на этого «коня» 1 сентября 1968 года, так и скачу во весь опор. И хоть этот «конь» иногда очень брыкается, ничто не может выбить меня из седла».