Мы публикуем материалы по истории Школы-студии МХАТ - тексты и уникальные фотографии из нашего раритетного «Семейного альбома», изданного в 2013 году к 70-летию Школы.
Тридцать седьмой курс Школы-студии МХАТ 1982 года выпуска. Еще один знаменитый курс Школы-студии МХАТ. На этом курсе учились: Павел Белозеров, Дмитрий и Марина Брусникины, Галина Булгакова, Сергей Варчук, Валерий Войтюк, Александр Ганнусенко, Роман Козак, Янина Лисовская, Полина Медведева, Наталья Молокина, Владимир Пинчевский, Андрей Подошьян, Вера Сотникова, Александр Тимушков, Александр Феклистов и др.
Вспоминает режиссер РОМАН КОЗАК (1957 - 2010):
«У нас был спаянный курс равновеликих личностей. Некоторые, пришедшие из других институтов, были постарше, как я, Брусникин, Феклистов, Мокеев. Но мы очень быстро ассимилировались, потому что вся компания была очень дружная.
Ефремов ненавязчиво и ненастойчиво сделал так, что мы привыкали к студийности. Наша жизнь не ограничивалась рамками учебного процесса. Шел не просто процесс обучения, а создавался маленький дом, маленький театр со своими законами.
Я помню, в конце первого курса мы даже написали устав курсового театра. Мы организовывали театр – такая тяга к независимому, самостоятельному творчеству у нас была изначально. Скажем, «Эмигрантов» по Славомиру Мрожеку мы затеяли, еще будучи студентами. Но сделать из курса театр – такой задачи не ставилось.
Наш мастер был руководителем МХАТа, он и готовил курс для своего театра, куда большая часть и влилась. Когда мы поступили, для Ефремова это был переломный период, он нуждался в свежей крови. Олег Николаевич учил нас жить и играть, преодолевая сопротивление. Мы были заряжены на противостояние – не с кем-то, а с целым направлением, мы отстаивали свои позиции – и это было очень важно. А направление это – рутина, старый образ мышления, старый стиль игры.
У первокурсников всегда сильно бунтарское чувство: вот мы придем и все поломаем и поменяем, мы, мол, знаем – как. На втором курсе дают по носу, а поначалу все гении. И этих «гениев» Ефремов объединил, их молодой максимализм направил друг на друга, что очень правильно с точки зрения воспитания.
Я понимал, что попасть к Ефремову, на курсе которого работают Покровская и Мягков, – большое везение. Он подсобрал всех, кто ему был нужен в театре. Мы же группой ушли из театра, выделились в Пятую студию МХАТ. И он, с одной стороны, ревновал, а с другой – гордился, что его птенцы так просто не обламываются. Но давая самостоятельность, он нас сильно держал на крючке. Как и все, мы играли в массовках. Мы ходили по театру, разинув рты, ведь рядом с нами – Евстигнеев, Смоктуновский, Лаврова, Мягков, Андрей Попов. Трудно было не учитывать, что рядом работают замечательные артисты. Хотя мы видели и очень много плохого, закулисную, теневую жизнь, какая есть в каждом театре. Но росли мы нормально, отличали семена от плевел».