Мы публикуем материалы по истории Школы-студии МХАТ - тексты и уникальные фотографии из нашего раритетного «Семейного альбома», изданного в 2013 году к 70-летию Школы.
Тридцать восьмой курс Школы-студии МХАТ 1983 года выпуска. На курсе учились: Галина Анисимова, Алена Бондарчук, Алексей Гуськов, Сергей Земцов, Игорь Золотовицкий, Владимир Ильин, Григорий Мануков, Ирина Мельник, Татьяна Морозова, Надежда Перцева, Василий Сахновский, Мария Ситко, Андрей Тенета, Алексей Шипенко и др.
Параллельно существовало режиссерское отделение, которое вел Олег Ефремов. Это курс окончили: С.К.Бутусов, М.Д. Мокеев, А.Л.Санатин.
Вспоминает Заслуженный артист России, ректор Школы-студии МХАТ ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ:
«Ведущими нашими педагогами были В.К. Монюков, О.Г. Герасимов, К.Н. Головко, С.С. Пилявская, Е.А. Евстигнеев. Евгений Александрович ставил у нас на курсе дипломный спектакль «На дне». Нам, еще глупым и несмышленым, было понятно, что мы имеем дело с гениальным артистом. У него были свои театральные законы. Он не всегда мог объяснить, но чувствовал правильно всегда. Показывал фантастически. Особенно женские роли. Можно было умереть от смеха. Евгений Александрович говорил нам: «Актер должен ходить дугами. Никогда по прямой». Он был абсолютно не театральный человек в жизни, но на сцене степень его преображения просто обескураживала. Он мог сыграть все, любой характер. Зависти у нас к нему не было. Как можно завидовать парящей птице? Мы благодарны Монюкову за то, что он на третьем курсе позвал к нам Евстигнеева. Они работали вместе с Софьей Станиславовной Пилявской – делали отрывки. Она сидела с текстом в руках и заставляла нас произносить горьковский текст, не искажая слова. Для нас было большим уроком наблюдать, как Евстигнеев с ней общался: с большим уважением и особым благородством.
Виктор Карлович Монюков был одним из лучших педагогов. К сожалению, он трудно сходился с людьми. Но то, что мы, его ученики, занимаемся сейчас педагогикой, его заслуга.
Олег Георгиевич Герасимов был деканом факультета. До четвертого курса мы его воспринимали как полицейского, лишающего нас стипендии. И только на четвертом курсе поняли, что он человек больших знаний, замечательный рассказчик, человек обаятельный, с юмором. И всеми этими качествами он не мог пользоваться из-за своей должности. В нем был спортивный азарт, мальчишество, с ним очень интересно было обсуждать хоккей (со многими хоккеистами он дружил). В эти моменты деканская важность с него слетала. Мы, как бы это сказать поточнее, недодружили с ним. А он очень умел дружить. Светлый был человек.
Может быть, не в актерской судьбе, но в биографиях наш курс достаточно успешный. Конечно, не такой знаменитый, как выпуск пятьдесят девятого года, но тем не менее многие работают в театрах по профессии. А это уже немало».