В газете «Транспорт России» № 7 (1074) 11 – 17 февраля 2019 года опубликована статья о сессии в Московском государственном техническом университете гражданской авиации

В газете «Транспорт России» № 7 (1074) 11 – 17 февраля 2019 года опубликована статья о сессии в Московском государственном техническом университете гражданской авиации

В газете «Транспорт России» № 7 (1074) 11 – 17 февраля 2019 года опубликована статья о сессии в Московском государственном техническом университете гражданской авиации.

Автор: Елизавета Карпова, обозреватель "ТР"

Халява – уйди, знания – приди!

Как студенты МГТУ ГА справились с зимней сессией.

Погожий осенний день. Ты спокойно входишь в здание родного университета. Настроение поднимают долгожданные встречи с одногруппниками, многие из которых за годы учебы уже стали близкими друзьями. Многочасовые разговоры о прошедшем летнем отдыхе, за которыми проходит первая в семестре пара, и легкомысленная уверенность в том, что до экзаменов еще далеко, – все это начало нового семестра…

Дальше – больше: уже в конце ноября выпадает снег, и все мысли крутятся вокруг новогодних праздников. Получается, ход учебного процесса замедляется где–то между воспоминаниями об одном отдыхе и думами о другом. Кажущуюся легкость обучения подтверждают зачеты, успешно сданные под аккомпанемент разговоров о предстоящих праздниках, и приподнятое настроение преподавателей, которые оказываются весьма благосклонными к твоим ошибкам. Чем не новогоднее чудо?

Как водится, день Х всегда наступает неожиданно: две недели каникул прошли, от того самого чуда не осталось и следа, а в твоей молодой голове только начинает зарождаться мысль о подготовке к неизбежному экзаменационному марафону. А ведь все началось в тот самый погожий осенний день…

Для многих студентов Московского государственного технического университета гражданской авиации первый семестр учебного года проходит не по описанному сценарию. Мысль о предстоящей сессии не покидает студентов с момента сдачи последнего экзамена в разгар лета. Секрет сосредоточенности на учебном процессе прост – плодотворная летняя практика, где студенты приобретают полезные в профессиональной и академической деятельности знания. Уже по дороге на первые в учебном году занятия у будущих транспортников появляется разумная и, надо отметить, весьма ответственная мысль: полученные навыки легче сохранить именно в процессе учебы, ежедневно суммируя их с лекционным материалом.

Третьекурсница МГТУ ГА Алина Фролова – будущий специалист в области информатики и вычислительной техники. Девушка уверена: главное в процессе обучения в университете – вовремя заложить основу, а дальше следует ежедневно повторять пройденный материал. Алина считает, что подготовка не должна вызывать сложности у дисциплинированного студента, ведь во время семестра преподаватель дает всю необходимую информацию. Если у учащегося хватает терпения и внимания, то все ответы на экзаменационные вопросы он услышит из уст старшего коллеги. «Самое важное для меня – спокойствие и отсутствие страха перед педагогом: важно вовремя спросить что–то, уточнить, если не удалось понять с первого раза», – говорит студентка.

Прошедшая сессия для Алины Фроловой была уже пятой по счету, студентка с удовольствием делится своими способами подготовки к сдаче экзаменов. Еще учась на первом курсе, она составляла таблицы на основе прослушанных за день лекций. Сейчас же студентка использует другую технику: всю информацию сжимает до нескольких фраз–примеров. «В ходе изучения любой дисциплины я сначала строю каркас, который становится основой для дальнейших дополнений. Все лекции обрабатываю и провожу максимальный анализ, выжимку теоретического материала. Для меня это наиболее удобный способ», – объясняет студентка третьего курса.

Кстати, Алина Фролова согласна с тем, что все студенты МГТУ ГА подходят к сдаче экзаменов ответственно. По ее словам, примерно за неделю до начала сессии они всей группой распределяют между собой полученные от преподавателей билеты и начинают готовиться. Как только кто–то закончит собирать нужную информацию, он распространяет ее среди одногруппников. С помощью такой нехитрой системы процесс подготовки существенно ускоряется, а материал усваивается легче. «Мы все дружные, помогаем друг другу в течение семестра, и сессия не становится исключением. Сейчас к экзаменам мы все относимся как к чему–то неизбежному, но не как к чему–то плохому. Я лично научилась быть спокойной», – говорит Алина.

Подобной точки зрения придерживается и Григорий Семейко – студент четвертого курса факультета авиационных систем и комплексов. Молодой человек говорит: «Я готовлюсь всегда заранее, не оставляю все на последний день. Такой подход помогает мне абстрагироваться от второстепенного». В этот раз Григорий сдавал четыре профильных экзамена. Самый трудный – «Авиационные информационные измерительные системы». Студент уверен, что сдать предмет на «отлично» ему помогли обширные знания в области квантовой, ядерной и оптической физики. По словам будущего транспортника, в МГТУ ГА хорошая система подготовки, что позволяет студенту не беспокоиться об оценках во время сессии. Конечно, если сам учащийся проявляет должный уровень ответственности и строго следит за собой: посещает занятия, вовремя сдает лабораторные работы и старается проявлять неподдельный интерес ко всему, что его окружает.

Григорий Семейко смог стать именно таким студентом. Первое требование молодого человека – строгость к самому себе в процессе всего семестра, а не только в преддверии экзаменов. Его собственный метод усваивания теоретического материала прост: каждую лекцию он переписывает в черновик в тот же день, как она была прочитана преподавателем. В течение семестра повторяет это действие несколько раз. К концу семестра получается, что каждая лекция может быть повторена и переписана им около пяти раз. По словам Григория, в такой ситуации только ленивый не запомнит уже по пять раз написанные собственной рукой материалы. Кстати, такие практичные студенты, коих в университете оказалось много, в приметы не верят. Пятак под пятку в их случае – это лишняя трата времени, ведь, по их уверению, в дальнейшей работе такие уловки вряд ли сработают. Что ж, доля истины в этом есть, хотя простое везение еще никто не отменял.

Но у некоторых студентов МГТУ ГА есть другие основания, почему в приметы верить нельзя. Сергей Ковалевский – первокурсник механического факультета, раньше учился в другом вузе. Ему, как и многим новичкам в университете, хотелось приобрести одежду с символикой института. Однако старшие коллеги вовремя предупредили: до первой сданной сессии от таких покупок лучше воздержаться, ведь формально ты еще не прошел обряд посвящения в студенты. Правда, для Сергея на первый план вышли собственные знания, а не вера в приметы.

В ходе беседы удается выяснить: Сергей немного лукавит и все–таки верит в удачу и счастливый случай. Так, он уверен, что не все в процессе сдачи сессии напрямую зависит от самого студента. Часто методика преподавания того или иного предмета может не подойти конкретному студенту, из–за чего восприятие теоретического материала будет сильно затруднено. Вины преподавателя в этом студент первого курса не видит, но и на студентов эту вину перекидывать не собирается. По его словам, именно в такие моменты, когда ученик и учитель не сошлись в академических взглядах, на помощь может

прийти та самая удача.

А вот если студенту и педагогу удалось добиться полного взаимопонимания, ситуация может в корне измениться. Первокурсник факультета управления на воздушном транспорте Андрей Евдокимов делится радостью – у него было четыре экзамена в зимнюю сессию, три из которых были проставлены преподавателями автоматом. Несмотря на то, что он подозревал о возможной удаче, так вовремя улыбнувшейся ему, Андрей все равно готовился к каждому экзамену и зачету. Самым полезным для него оказался процесс знакомства с информатикой. По словам молодого человека, предмет помог ему освоить навыки использования тех компьютерных программ, без знания основ которых в современном мире просто не обойтись. В частности, Андрей Евдокимов изучил программу Visual Basic for Applications, которая создана специально для ускорения и облегчения выполнения сотрудником практически любого регулярного процесса в работе.

Несмотря на успешно закрытую сессию, у Андрея все же возникли проблемы с некоторыми предметами. Одним из них стала физика, экзамен по которой никому из одногруппников не был проставлен автоматом. По словам студента первого курса, основная сложность заключалась в объеме курса и времени, выделенном на его изучение. «Поскольку мы понимали, что экзамен в любом случае придется сдавать, мы старались готовиться к нему в течение семестра. В итоге нам регулярно приходилось работать с большим количеством информации, что лично мне показалось не такой простой задачей», – говорит он.

Закончить январь без разочарований Андрею Евдокимову помог положительный настрой. Для кого–то советы молодого человека покажутся банальными, однако иногда ответ на сложный вопрос оказывается простым. Помимо регулярного повторения теории студенту помогли прогулки перед подготовкой, хороший сон, усидчивость и терпение. «Я считаю, что всем студентам следует правильно расставлять приоритеты. Если на протяжении семестра ходить на все лекции, на все практические занятия и активно работать, взаимодействовать с преподавателем, то можно рассчитывать на автомат или хотя бы более или менее лояльное отношение во время сессии. Любой из этих вариантов будет хорошим стимулом продолжать усердно работать на протяжении всего обучения в университете», – отмечает Андрей Евдокимов.

Примером правильной расстановки приоритетов становятся те студенты, которым удается не только без проблем завершить обучение на бакалавриате, но и продолжить его в магистратуре. Андрей Пичугин получает образование по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиадвигателей». То, что молодой человек магистр, видно сразу. Если для студентов первых курсов сдача трех экзаменов нередко становится серьезным испытанием, то в ходе разговора с Андреем выясняем: было «всего–навсего три экзамена и четыре зачета, и это не самая объемная сессия за все время обучения». Однако многолетний опыт подготовки к сессии не смог избавить его от трудностей. Предмет «Специальные разделы математики» стал своеобразным камнем преткновения. «Понимаете, странность заключается в том, что такой обыденный предмет для студента магистратуры технического вуза не должен становиться проблемным. Однако я изучал математику на первом и втором курсах бакалавриата. С тех пор прошло уже больше трех лет, и сейчас мне пришлось заново вспоминать все формулы, способы их решения. Все это, разумеется, происходило в режиме самостоятельного обучения. Ведь это мои проблемы. Но я с ними справился, выбора не было», – с улыбкой говорит Андрей.

Магистр утверждает, что он никогда не верил в приметы: «Я не кричал: «Халява, приди!», не спал на книге или тетрадке с лекционным материалом. Такие приметы – это студенческий фольклор, не более того». Однако, несмотря на собственные убеждения, Андрей Пичугин с уважением и трепетом относится к мнению тех студентов, кто все же верит в подобные вещи.

Свое мнение студент решил высказать и в отношении методов подготовки к экзаменам. По его словам, годы практики показали, что наиболее действенный из них – чтение по диагонали. Андрей признает, что часть информации может просто потеряться, но с опытом спорить невозможно: именно это помогает ему все эти годы осваивать большие объемы информации в короткие сроки и выстраивать в голове систему логических цепочек для быстрого ориентирования в том или ином предмете.

Кстати, Андрей Пичугин вспоминает забавную историю: «Однажды мы всей группой по нелепому недоразумению подготовились не по тому предмету, по которому в тот день был назначен зачет. Мы честно признались преподавателю, он согласился войти в наше положение. Нам было дано два часа, чтобы заново повторить весь материал, который к тому моменту мы все видели будто впервые. В итоге это время пролетело за групповым мозговым штурмом в нашей библиотеке. Конечно, мы все сдали. Но эта история и небольшой стресс, связанный с памятью о ней, до сих пор заставляют меня улыбаться».

…Студенческие годы прекрасны. Как правило, именно в университете молодые люди становятся по–настоящему ответственными, грамотными. Конечно, в профессиональной деятельности любого транс-

портника есть свои подводные камни, о которых студент не может узнать до тех пор, пока сам о них не споткнется. Но, споткнувшись, главное – не упасть!

Фото: Ольга Швейцер, "ТР".

Источник: http://transportrussia.ru/item/4789-khalyava-ujdi-znaniya-pridi.html

Источник: https://vk.com/mstuca?w=wall-45732330_2513