29 сентября 2001 года состоялось перенесение мощей святого праведного Алексия Мечева в храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев:
"Приближался юбилейный год 2000-летия христианства, Рождения Христа. Все Церкви, конечно, собирались этот юбилей праздновать. Как можно отпраздновать? Можно поехать и послужить на Святой Земле. Можно провести какую-то большую конференцию. У нас в России к 2000-летию приурочили проведение Юбилейного архиерейского Собора и освящение храма Христа Спасителя в честь Рождества Христова.
В 1998 году меня Высокопреосвященный митрополит Ювеналий пригласил работать в Синодальной комиссии по канонизации святых. Господь сподобил меня сослужить митрополиту Ювеналию первую архиерейскую Литургию на Бутовском полигоне. После Литургии мы пошли ко кресту, где служили обычно панихиду. По дороге состоялся разговор о праздновании юбилея 2000-летия христианства, и я высказал митрополиту Ювеналию мысль о том, что наша Русская Церковь может отпраздновать этот юбилей так, как ни одна другая Церковь этого сделать не сможет.
— По календарю 70 дней в году мы вспоминаем безымянных мучеников, например, двадцать тысяч в Никомидии сожженных, множество в Раифе избиенных и т. д. Поэтому мы можем прославить всех известных и неизвестных подвижников. И это будет память великому подвигу новых мучеников и исповедников XX века.
Митрополиту Ювеналию эта идея очень понравилась, и он стал думать тогда, как это все сделать. Нужно было запросить от всех епархий все данные о новомучениках, а таких данных было очень мало в епархиях, но у нас в ПСТБИ уже была собрана большая база данных по пострадавшим за Христа. И мы по каждой епархии смогли выдать имена тех, кто был убит в первые годы после революции. Тогда никаких следственных дел не было, просто врывались в село, в храм и убивали священника. Эти имена уже были нам известны.
Когда уже приближалось время, я стал торопить отца Александра Куликова, чтобы получить от общины Маросейского храма материалы об отце Алексии Мечеве, чтобы и его включить в список праведников и подвижников благочестия. И к Владыке Евлогию, который был уже в это время архиепископом Владимирским, я также пристал, чтобы получить из Владимира документы о Владыке Афанасии (Сахарове). Я им звонил, торопил, но они повторяли: «Мы готовим, но быстрее сделать не можем». Специалистов ни у кого тогда не было, все это сделать и оформить не так легко. А поскольку я в Комиссии по канонизации работал и знал, как это все делается, то буквально вытребовал у них те материалы, которые были, оформил и подал от их имени. И на Соборе 2000-го года были прославлены и Владыка Афанасий, и отец Алексий Мечев.
Потом встал вопрос об обретении их мощей, так как были известны их могилы. Отец Алексий был похоронен на Немецком кладбище, а Владыка Афанасий – во Владимире. Получили благословение, и на Немецком кладбище обрели мощи отца Алексия. Мне довелось быть там, мы стояли и молились, пока обретали мощи. Потом эти мощи были отвезены в Новоспасский монастырь, где их омыли, обследовали, приготовили к возвращению в Николо-Кленнинский храм.
И 29 сентября во главе с Патриархом Алексием огромный крестный ход двинулся из Новоспасского монастыря в Кленники. Патриарх Алексий встречал крестный ход на Маросейке, а мы пешком прошли весь этот путь с мощами. Это было, конечно, величайшее ликование, подобного в Москве больше с тех пор не было. Из всех храмов выходили священнослужители, пели тропарь. Это было очень памятное, небывалое событие. С великим торжеством принесли мощи в нижний храм, где отец Александр уже приготовил раку. Так совершилось это замечательное прославление."
Подробнее
https://pstgu.ru/news/main/protoierey_vladimir_vorobev_bylo_sovershenno_ochevidno_vsem_chto_eto_delo_bozhie_/