Канонические препятствия у потенциальной невесты семинариста
Студент духовной школы встречается с девушкой, с которой, возможно, хотел бы в дальнейшем заключить брак, но впоследствии узнаёт, что эта девушка уже была в интимных отношениях с кем-то ранее.
Какие возможно правильные варианты дальнейшего развития их взаимоотношений?
Протоиерей Владимир Воробьев, Москва:
- В таком случае единственный правильный вариант — сказать: «Прости, я очень хотел вступить с тобой в брак, я тебя люблю, но я должен выбирать между тобой и служением Христу, служением Церкви, и я не могу поставить Христа на второе место. Так что придется нам расстаться».
В нашей православной традиции, еще в посланиях апостола Павла, есть твердая норма: брак священнослужителя должен быть идеальным. Должна быть абсолютная моногамия: и невеста должна быть девушкой, и жених тоже должен быть девственником.
Если мы это потеряем, это будет очень тяжелой утратой в нашей церковной жизни. Сейчас, правда, все идет к этому, очень редко встречаются девушки и молодые люди, сохранившие девство. Архиереи порой идут на уступки, говоря, что это исключение. Но, например, в Константинопольском патриархате допущено второбрачие духовенства. У нас второбрачие духовенства вводили обновленцы, но наша Церковь это отвергла. Если мы будем допускать к священному сану людей, которые не сумели сохранить девство, то по существу тоже вступим на этот компромиссный, ущербный путь.
Есть мнение, что раз наша Церковь допустила в XX веке огромное количество крещений по существу неверующих людей и крещение младенцев в неверующих семьях, где эти дети были потом воспитаны в неверии, то мы теперь не можем требовать с них то, чему мы их не научили. Когда Церковь крестит младенца, она принимает на себя ответственность по воспитанию этого младенца в вере, в церковной жизни. А в XX веке крестили безоглядно, кое-как, ничего не спросив, даже не интересуясь, какого младенца, из какой семьи крестят. Плати деньги за Крещение, и всё. Этот порядок держался на старостах, часто неверующих, назначенных в храм уполномоченным и облечённых большой властью. Именно в их руках были деньги, и они как бы нанимали священника. Человек уходил после Крещения, и в храме даже не пытались сохранить его координаты. Деньги брал староста, но для приходивших в храм людей получалось, что это Церковь берет деньги.
Что мы можем теперь требовать с людей, крещеных таким образом? Поэтому и высказывают некоторые богословы мысль о том, что, может быть, в этой ситуации, правильно было бы изменить древнюю норму и требовать целомудренное поведение после воцерковления, т. е. — второго Крещения.
Ведь грешник, который жил распутной жизнью, но потом крестился, снова обретает чистоту. Вторым Крещением называется таинство Покаяния, когда отпавший от Церкви человек восстанавливается в Церкви. Если же он после второго Крещения снова согрешил, то уже не может быть священником.
Но этот вопрос должен решать не духовник, это вопрос для Церковного Собора. Это вопрос очень серьезный, трудный, и только Церковь во всей своей полноте может решить такие вопросы, может изменить каноническую норму.
По существующей норме в этом случае приходится отказывать в священном сане. И поэтому желающий принять священный сан вынужден отказать своей невесте, если она не сохранила девства.