На семинаре выступили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, протоиерей Константин Островский, протоиерей Алексей Батаногов, протоиерей Федор Бородин и протоиерей Феликс Стацевич. Модератором встречи выступил протоиерей Николай Емельянов. В своем вводном слове протоиерей Николай Емельянов напомнил неоднократно прозвучавшие слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что «священник является прежде всего пастырем, главой приходской общины».
В начале семинара было предоставлено слово младшим по хиротонии священникам. Священник из Кузнецкой епархии поднял проблему нехватки опыта, как развивать уже сложившуюся до него общину. Священник из Ташкентской и Узбекистанской епархии рассказал о ситуации, когда община не желала принимать новых, неугодных ей священников и прихожан.
О своем опыте развития общины рассказал протоиерей Алексей Батаногов, настоятель московского храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. По его мнению, формирование общины — главный вопрос для священника: «Общину можно создать только в том случае, если священник становится отцом для людей, которые его окружают. Если он не требоисполнитель, а живет жизнью людей».
Чтобы центром приходской жизни стала Божественная Литургия, отец Алексей перевел свой храм на ежедневное богослужение утром и вечером, две Литургии совершаются в воскресные и праздничные дни.
По инициативе молодежи и ее силами на его приходе устраиваются самые разнообразные мероприятия, в которых молодые люди могут максимально реализовать себя. Организован фестиваль «У святого князя Владимира», воскресная школа, киноклуб. Создано антикафе, куда может прийти любой человек и где периодически проходят занятия воскресной школы и евангельского кружка. Именно благодаря антикафе десятки новых людей стали прихожанами. (Антикафе — кафе, в котором посетитель платит не за еду, а за время, проведенное в кафе; чай и кипяток бесплатны, при этом с собой можно приносить свою еду — ред.).
Отец Алексей вспомнил данный ему совет протоиерея Владимира Воробьёва, ректора ПСТГУ: «Если община не принимает нового священника, ему нужно с любовью совершать богослужение, требы, со всеми общаться, и все само собой встанет на свои места».
Принцип Владимирского храма — на приходе нет своих и чужих. По большим праздникам там накрывают столы на улице и кормят хотя бы понемногу всех желающих, двести человек.
В заключение отец Алексей поделился своим подходом к «трудным прихожанам»: «Со всеми, кого Господь послал, нужно жить в мире. Раньше у нас на приходе были трудные люди, и сначала я хотел, чтобы они ушли, а теперь стараюсь, чтобы они изменились, но остались».
Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний в своем выступлении подчеркнул, что «община — это форма существования Церкви. Особенно в сельской местности». Владыка рассказал о принципах, которые действуют в Ахтубинской епархии:
• Храм — территория благожелательного отношения к человеку. По мнению владыки Антония, привести людей в храм можно только через благожелательность.
• Священник должен чувствовать себя главой общины, осуществлять не административное лидерство, а духовное. Дух хорошей соборности складывается годами, и он должен исходить от священников.
• Не бывает чужих мероприятий. Все священники города знают, какие мероприятия организуются на приходах. Священник не обязан присутствовать на всех мероприятиях, но должен о них знать.
Важную роль, по мнению Владыки, играют приходские собрания. В своей епархии он призвал духовенство не подходить к собраниям формально, а формулировать интересную повестку. Такой подход уже дает плоды: люди приходят и видят, что к их мнению прислушиваются. В епархии регулярно устраиваются собрания жен клириков, где матушки обсуждают свои проблемы и делятся опытом.
Протоиерей Феликс Стацевич, настоятель Елизаветинского храма в городе Королеве, отметил важную роль вовлечения прихожан в совершение богослужения: «Мы стали служить почти уставное всенощное бдение — 3,5 часа, и максимально вовлекаем прихожан: кто-то читает, кто-то поет».
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в городе Красногорске Московской области, перевел разговор в новую плоскость, призвав различать в вопросе построения общины душевное и духовное: «Как Сергий Радонежский создал монастырь, из которого выросла Троице-Сергиева Лавра? Он не собирал средства у великого князя, не созывал паломников, а просто стал служить. Если я ставлю своей целью “создать общину”, то у меня возникают вопросы к себе: а кто я такой, чтобы ее создать? почему я хочу ее создать? не потому ли, что у меня на душе пусто и дома пусто? Да, в общине тепло, но это тепло душевное».
По убеждению отца Константина, «главное — это община, собранная вокруг Чаши. Если человек пришел и причащается, он уже член общины. Если не пьет со мной чай после службы — он что, не член общины?»
Подытожил свое выступление отец Константин словами: «Общественная работа, культурные мероприятия нужны, потому что прихожане и мы, сами священники, не тянем непрестанной молитвы. Они нужны только по нашей немощи и не должны быть самоцелью».
Выступление отца Константина Островского вызвало оживленную дискуссию. Протоиерей Алексей Батагонов призвал избегать крайностей: «Если мы будем заниматься только богослужением, то молодежь потеряем. Наша цель — не потусоваться. Я вижу роль общественно-культурной работы в том, что молодежь взаимодействует вокруг храма, общается между собой и со священником».
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве, в начале своего выступления напомнил слова Священного Писания, описывающие жизнь ранней Церкви: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2:42). Отсюда отец Федор сделал следующий вывод: «Общинная жизнь — в природе Церкви. Душевная и духовная жизнь — все должно быть на своем месте. Душевную жизнь человека нужно собрать вокруг прихода».
Главной угрозой строительству общины, как заметил отец Федор, является «дурной характер настоятеля, его неумение прислушиваться и уступать, гордыня и обидчивость, когда выдавливаются все несогласные. Священник должен уметь не обижаться, для него обида неприлична. Другая страшная вещь — двойные стандарты по отношению к детям священника. Если ребенок священника не дежурит, и ему всегда достается первая тарелка, то это разрушает доверие молодежи и всю общину». Роль священника в отношении к людям — «между отцом и старшим братом: нужно уметь услышать и понять другое мнение».
Отец Федор описал несколько конкретных шагов, сделанных в его храме для укрепления общины:
1. Совместное научение: «Мы на приходе собираемся и читаем книгу Деяний Апостолов».
2. Организована группа взаимопомощи, которая общается в вотсапе. Женщина в возрасте, у которой нет своих детей, помогает многодетной маме. Прихожанин-автомобилист помогает ей с транспортом.
3. Лагеря и походы объединяют тех, у кого есть дети, и самих детей.
4. При храме действует клуб ветеранов воскресной школы: «Мы дали нескольким надежным выпускникам школы ключи от ее помещений. Там чайник, гитара, телевизор: просто собирайтесь и общайтесь. И этот круг общения, который сложился у них в воскресной школе, спасает их от ухода из храма».
При этом отец Федор выразил согласие с протоиереем Константином Островским в том, что «безусловное, первое — это Чаша. Тех, кто расползается от Чаши в одну только тусовку, мы ведем обратно».
Подытожил ход семинара епископ Антоний Ахтубинский: «Ключевые слова в нашей теме — это общение и небезразличность. Прихожанин должен быть интересен священнику сам со себе, а не для каких-либо других целей».
Признак зрелости общины, по мнению Владыки, — «ситуация, когда постоянный прихожанин не появляется несколько недель в храме и другие прихожане у него потом спрашивают, где он был».
В заключение Владыка Антоний привел слова священника Павла Флоренского: «Невозможно любить Бога, если ты не научился любить ближнего», — и сделал вывод, — «Невозможно замкнуть все только на Литургии. Должно быть общение, когда люди просто сидят за одним столом и о чем-то говорят. Церковь как #община, пускай будет местом, где можно поговорить о сердца к сердцу. Все быстрее идет поляризация мира. #Церковь должна быть альтернативой этому процессу. Здесь должна быть встреча человека со Христом и человека с человеком».
#священник #церковнаяжизнь #религия #пастырь #православие #вера
http://pstgu.ru/news/university/2019/01/31/79317/