Народный художник Российской Федерации

Народный художник Российской Федерации

Народный художник Российской Федерации, академик Российской Академии художеств Евгений Николаевич Максимов рассказал о работе над росписями храма Христа Спасителя в 1998 году. Евгений Николаевич является автором росписи главного купола храма, где изображен Господь Саваоф с Богомладенцем Христом. Выполненный в академической манере образ, в котором лик имеет высоту 4 метра, а размах рук 18 метров, поражает высочайшим мастерством.

«Работали мы не за деньги, а за то, чтобы попробовать сделать что-нибудь настоящее – это было для нас самым главным. Я помню эти собрания художников-академиков, которые друг друга «уговаривали»: нет, никто не сможет это расписать, это нереально, потому что мы ничего не понимаем в этом деле. Но пришел Зураб Церетели и сказал, что делать будем. Академия выиграла этот конкурс, и я в него включился. Два года шел отбор эскизов. Мы не пытались ничего придумать сами. Задача была архисложная. Архивные фотографии, по которым мы делали эскизы, были очень фрагментарны. Прежде всего, сложность была в том, чтобы найти композиционный строй. Площадь купола — полторы тысячи квадратных метров, высота в куполе 5 этажей, просто так взять и рисовать в таком объеме невозможно. Я для себя решил делать все в классической технике послойной живописи маслом по гризайли, но если нарушить технологию, то вся живопись очень быстро упадет. Писали по левкасу. По сути дела, получилась гигантская икона.

Бригада на наш купол была человек четырнадцать. Я писал центр — Господа Саваофа, этот «прыжок». Вроде в алгоритме техники все просто, но, учитывая размер изображения, свести все это в единое целое совсем не просто. Уже в процессе работы выявляли первоначальное строение композиции: все узловые точки были скомпонованы по параллелям и меридианам. Мы этого заранее не знали, никто нам про это не рассказывал. Мы сделали в масштабе одной десятой макет, и в нем отработали рисунок, все сокращения и элементы. Вокруг ходили специалисты и приговаривали: «Ну нет, он у вас и так ляжет, и так искривится». Ведь наши доблестные архитекторы вместе со строителями ошиблись, и бетонный купол был кривой, причем на три метра.Непросто было не отчаяться в такой ситуации. Мы-то макет делали к идеальному куполу, на компьютере просчитывали, искали эти узловые точки, нитки натягивали, все делали, как итальянцы в эпоху Возрождения. И тут выясняется, что купол кривой.

Когда поднялись на купол уже красить, — а приходилось на высоту 100 метров подниматься по лесенкам — оказалось, что молдаване, которые левкасили поверхность для живописи, переложили клея в левкас и на него краска просто не ложилась. Тогда мы пошли в магазин и купили ручные пилы для металла. Все полторы тысячи квадратных метров этого купола мы драли пилами вручную, чтобы содрать эту корку!

Ангелов в облаках рядом с Богом Саваофом, творящим мир, писали ребята-выпускники. Каждый получал свой кусок работы, и надо было хорошо объяснять всем, как надо писать. У меня был четкий план, как начать, как вести, чем заканчивать, какие должны быть краски.

Но испытания со сдачей росписи не закончились. Когда уже начали срезать и снимать леса, я смотрел, что получилось. Вот появился лик Саваофа. Я думаю: «Ну, слава Богу, все хорошо, не кривой, не косой, все на месте». Потом пошли Небеса, окружение Господа. Я смотрю: «Мамочка моя!» Нижний серафим оказался сильно «загоревшим». Мужики ухмыляются: «Ну что ж, православные и в Эфиопии есть, нормально». Дело в том, что люди работали в плохих условиях, при плохом освещении. Голова серафима три метра, а отход для работы только два метра. В целом всего серафима было невозможно увидеть. Что делать? Мужики уже режут эти леса, у них сдельная оплата, их просто так не остановишь. Я уговорил их на три часа приостановить работу, хотя они успели снять почти всё. И вот, оставили они мне только жердочку на высоте сто метров. Я с двух сторон себя цепями закрепил, мне на веревочке подняли палитру и три красочки, и сидел я шесть часов на этой жердочке, исправлял написанное. А вокруг уже пустота. Жердочка качается, все дребезжит, внизу толпа народа смотрит и комментирует, а я перекрашиваю этого «эфиопа» в белого человека. Остальных ангелов двадцать ребят-художников с нижнего яруса длинными шестами с валиками прозрачно закрасили цинковыми белилами. Так все цвета выровнялись, и стало все как нужно».

Приведен отрывок с конференции «Тридцать лет возрождения церковного искусства в России»

https://pstgu.ru/news/main/v_pstgu_proshla_konferentsiya_tridtsat_let_vozrozhdeniya_tserkovnogo_iskusstva_v_rossii/

Источник: https://vk.com/p_s_t_g_u?w=wall-97729_23523