Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Литургия св. Василия Великого. На утрене, после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему. Память прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720 г.). Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме (326 г.). Пища с растительным маслом.
Синаксарь в неделю третью Великого поста
Стихи: Пусть вся земля поклонится Кресту, Через который познала слова о поклонении Тебе.
В этот день, в третью Неделю поста, мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту по следующей причине. Так как во время сорокадневного поста и мы некоторым образом распинаемся, умерщвляя страсти, и ощущаем горечь, унывая и изнемогая, то и полагается перед нами Честной и Животворящий Крест, как прохлаждающий и укрепляющий нас, напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий: если Бог наш распялся ради нас, то сколько же нам подобает делать ради Него, – облегчающий наши труды представлением и воспоминанием скорбей Владыки, и надеждой на славу Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на Крест, прославился через поношение и огорчение, так и нам подобает делать, чтобы и прославиться с Ним, если когда потерпим что-нибудь печальное (скорбное). Иначе говоря, как проходящие долгий и трудный путь усталые путники, найдя где-нибудь тенистое дерево, отдыхают, присев под ним, и со свежими силами идут дальше, так и теперь, во время поста, на пути скорбей и подвига, посередине его святые отцы посадили источающее жизнь дерево Креста, дающее нам облегчение и прохладу, и делающее нас, уставших, сильными и способными к дальнейшему труду. Или как при приближении [пришествии] царя сначала несут его знамена и скипетры, а потом и сам он приходит, радуясь и веселясь о победе, и подданные веселятся вместе с ним. Так и Господь наш Иисус Христос, желая явить окончательную победу над смертью и со славою прийти в день Воскресения, прежде послал нам Свой скипетр, царское знамя – Животворящий Крест, наполняющий нас многой отрадой и утешением и приготовляющий нас подобающим образом принять насколько можем вместить [елико мощно] Самого Царя и радостно восхвалить как Победителя.
Установлено же это в среднюю седмицу посередине святой Четыредесятницы – потому, что святая Четыредесятница подобна горькому источнику из-за сокрушения нашего и бывающей горести и печали, которую доставляет нам пост. Поэтому как в середину того источника божественный Моисей положил дерево и усладил его, – так и Бог, проведший нас через духовное Чермное море и изведший от фараона мысленного, Животворящим Древом Честного и Животворящего Креста услаждает горечь сорокадневного поста и утешает нас, как пребывающих в пустыне, пока не возведет Своим Воскресением к горнему Иерусалиму. Или, поскольку Крест называется и является древом жизни, а это древо посажено было посреди рая – Эдема, сообразно этому и божественные отцы посадили Крестное Древо посреди святой Четыредесятницы, одновременно напоминая тем Адамово сластолюбие (падение), и вместе с тем получая через древо избавление от него, ибо, вкушая от него, мы уже (больше) не умираем, но напротив, оживляемся.
Силою его, Христе Боже, сохрани нас от искушений лукавого, сподоби нас, радостно пройдя сорокадневный путь поста, поклониться Божественным Твоим Страстям и Живоносному Воскресению и помилуй нас, ибо Ты один Благ и Человеколюбец. Аминь.