«Ночь будет длинная, темная-темная». Сегодня память святителя и исповедника Тихона, Патриарха Московского († 7 апреля 1925)

«Ночь будет длинная, темная-темная». Сегодня память святителя и исповедника Тихона, Патриарха Московского († 7 апреля 1925)

«Ночь будет длинная, темная-темная». Сегодня память святителя и исповедника Тихона, Патриарха Московского († 7 апреля 1925)

Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился в 1865 г., окончил Псковскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую академию. После принятия монашества пастырь трудился на ниве духовного образования, в 1897 г. был рукоположен во епископа Люблинского, с 1898 по 1907 г. возглавлял епархию в Америке. Трудами архипастыря был построен Никольский собор в Нью-Йорке, основан монастырь святого Тихона Задонского.

По возвращении в Россию святитель занимал Ярославскую и Литовскую кафедры, а в 1917 г. был избран митрополитом Московским.

В праздник Успения Богородицы 1917 г. открылся ожидаемый народом Всероссийский Церковный Собор, председателем которого стал митрополит Тихон. Важным деянием Собора стало решение о восстановлении в Российской Церкви патриаршества. 18 ноября состоялось избрание нового главы Церкви. Жребий пал на митрополита Тихона.

Святитель продолжил свое служение в новом качестве. Остаться в стороне от начавшихся в стране беззаконий он не мог. 1 февраля 1918 г. первосвятитель издал послание, где участники расправ над невинными людьми предавались анафеме. Хотя в послании не было имен, советская администрация поняла, что анафема была адресована именно ей. Сам патриарх впоследствии подтвердил, что отлучение касалось государственной власти.

7 февраля появилось еще одно постановление: Поместный Собор отлучил от Церкви авторов Декрета об отделении Церкви от государства, а также тех, кто проводит этот декрет в жизнь.

Святитель Тихон тяжело пережил известие о расстреле царя-мученика Николая. Делегат Собора Г. Трубецкой вспоминал, что патриарх предложил соборно осудить это убийство, но поддержки не встретил.

В последующие годы святитель делил с народом его скорби. 25 ноября 1919 г. архипастырь был взят под стражу и некоторое время находился под домашним арестом. В мае 1922 г. последовал новый арест, одновременно с этим ГПУ организовало раскол, получивший название обновленческого. Сторонники патриарха изгонялись с кафедр, в иных регионах все храмы были захвачены раскольниками, а поминовение святителя Тихона могло стоить свободы.

Сам патриарх был заточен в Донском монастыре. В распоряжении святителя была келья и часть стены, где он мог гулять. Люди знали это место и дежурили у стены, ожидая выхода исповедника. Отсюда он благословлял народ. В 1923 г. святитель был переведен в тюрьму на Лубянке, где провел больше месяца.

В тот момент у советской администрации были более важные дела, чем суд над патриархом. Ленин находился в невменяемом состоянии, а за власть в стране насмерть билось его окружение – Троцкий, Сталин, Каменев и Зиновьев. К тому же в мае 1923 г. появилась английская «Нота Керзона» с требованием к советскому руководству прекратить экспорт революции и финансирование красных боевиков. Среди пунктов ультиматума было и освобождение патриарха Тихона. Коммунисты уступили, но обусловили освобождение святителя его публичным раскаянием.

Патриарх был вынужден пойти навстречу. «Я отныне советской власти не враг, – писал он. – Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и от внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции». При этом святитель Тихон настаивал на аполитичности Церкви, указывая, что она не может быть ни «белой», ни «красной». Получив свободу, Святейший стал налаживать расстроенные церковные дела. В Церковь стали массово возвращаться те, кто отпадал в обновленчество.

О положении, в котором оказался патриарх, говорил священномученик Петр (Полянский): «Святейший в настоящее время находится в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны, нужно подчиниться гражданской власти, а с другой – в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению Церкви».

Здоровье патриарха ухудшалось. 13 января 1925 г. он лег в частную клинику Бакуниной на Остоженке, но продолжал принимать посетителей. После стоматологической операции состояние патриарха ухудшилось, хотя он по-прежнему служил и вел дела. Вечером 7 апреля святитель почувствовал приближение смерти.

«Теперь я усну, – сказал патриарх, – крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». За пятнадцать минут до полуночи он дважды осенил себя крестным знамением со словами: «Слава Тебе, Господи!» Произнести молитву третий раз патриарх уже не смог – его земной путь завершился.

Русская Церковь отмечает память святителя Тихона 9 февраля, 7 апреля, 9 октября и 18 ноября.

#пстгу_этоинтересно #пстгу_подвижники

Источник: https://vk.com/p_s_t_g_u?w=wall-97729_21957