Борис Гройс. В потоке. Проблемы искусства в эпоху интернета.
Совместно с книжной лавкой #УКентавра, издательством Ad Marginem и курсом Высшая школа ХПМТ (ФИИ РГГУ) запускаем серию экспериментальных ридинг-групп по теории и истории современного искусства.
Последние несколько лет развития современного искусства в российских институциях указывают на растущую значимость культурной медиации. Становится важным не только само произведение искусства и способы его презентации, но и присутствие этого произведения в дискурсивном пространстве интерпретаций, которое расширилось и фрагментировалось в постцифровой ситуации. Роль медиаторов, экскурсий и обсуждений близка проблеме интерфейса, играющего роль навигации в массиве больших данных. Однако зачастую модели этих интерфейсов разрабатываются в отрыве от их пользователей: посетителям выставок предлагается система
знания, разработанная вне самой ситуации встречи с искусством. При этом, тексты об искусстве зачастую выступают как внешние к ситуации искусства инструменты, непроницаемые для критики. Создавая формат экспериментальных ридинг-группп, мы хотели бы не применять обсуждаемые тексты к полю искусства, а напротив, расщеплять и критиковать их, критически ориентируясь в знании, которое они предлагают. Выработанная в искусстве традиция медиум-рефлексивности сегодня позволяет понимать чтение и обсуждение в контексте, в определенной телесной, идеологической и общественной ситуации.
Идея экспериментальных ридинг-групп заключается в том, чтобы по ходу взаимодействия с текстами переопределить формат коллективного чтения, сформулировать собственную карту чтения и навигации по миру современного искусства и способ его интерпретации. В качестве
отправной точки мы возьмем текст Бориса Гройса "В потоке"", касающийся проблем искусства в эпоху интернета. Совместно мы решим, как его читать, какой темп обсуждения выбрать и сколько
встреч для этого потребуется. Сам формат чтения и комментирования будет постоянно ставиться под вопрос и изменятся исходя из специфики текстов и желаний участников. Из этой установки можно выделить максиму – знание рождается изнутри ситуации, а не накладывается на ситуацию извне. Интерес к современному искусству должен вырабатывать для себя подходящие способы
познания, а не заимствовать готовые формы из академического дискурса.
Модератор: Борис Клюшников – философ, историк искусства, специалист в области методологии искусствознания, преподаватель кафедры кино и современного искусства #РГГУ, Институт "База"; и Школа Родченко.
Ридинг-группы будут проходить каждый понедельник в 19.00 в книжной лавке У кентавра.