🎬 Как известно, за первую серию фильма «Иван Грозный» Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию, а за вторую – публичный разгром на уровне ЦК и инфаркт, косвенно приведший к безвременной кончине спустя три года.
Подспудная причина гнева вождя видится в том, что, в отличие от других кинопрообразов (Петра I, Александра Невского), Грозный был «задушевно» близок Сталину, видевшему в нем отражение своего ущербного одиночества и ответной жестокости. Поэтому в фильме о царе Сталин желал создать не только образ эпического героя для всех, но мифологизированную автобиографию для одного себя.
Это задало два диалогических поля картины: «Сталин / Эйзенштейн – народ» и «Эйзенштейн – Сталин». Если ты хочешь узнать больше, то приходи на доклад ведущего научного сотрудника Александра Иваницкого «Манифест эпохи и памятник эпохи: о совмещении диалоговых полей в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный».
Доклад состоится 27 января (среда) в рамках Международного научного семинара Института высших гуманитарных исследований РГГУ. Начало в 16:00.
👉🏻 Мероприятие пройдет онлайн. Регистрация: https://vk.cc/bXBXB8