19 апреля, в предпоследний день фестиваля «На пересечении прошлого и будущего», его слушателям был представлен еще один концерт камерной музыки, составленный из сочинений отечественных композиторов

19 апреля, в предпоследний день фестиваля «На пересечении прошлого и будущего», его слушателям был представлен еще один концерт камерной музыки, составленный из сочинений отечественных композиторов.

В первом отделении программы выступили музыканты, так или иначе связанные с одной из старейших кафедр МГИМ им. А.Г. Шнитке – кафедрой народного исполнительского искусства. Это: выпускница, а ныне доцент КНИИ, лауреат престижных Всероссийских и международных конкурсов, кандидат педагогических наук, солистка Национального академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова Кристина Шарабидзе (домра), выпускница колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке, исполнительница народных песен, романсов, художественный руководитель ансамбля “New Folk Trio”, лауреат Всероссийских и международных конкурсов Евгения Савинкина (народное пение) и студент 1 курса вуза Вадим Попов (аккордеон).

В начале и в завершении первого отделения концерта прозвучала музыка наших современников, широко известных композиторов Ефрема Подгайца и Михаила Броннера. В их обширном творчестве представлены и академические жанры, такие как симфония, опера, балет, различные ансамбли, и сочинения для инструментов, относящихся к русским народным, а также произведения для оркестра русских народных инструментов.

Около 30 сочинений Е. Подгайца принадлежат к концертному жанру. Среди них – Концертино ор. 55, написанное для флейты, струнных и клавесина. Во второй редакции, созданной для известной домристки Натальи Липс, оно превратилось в дуэт домры и фортепиано. Четырехчастный цикл («Размышление», «Ариетта», «Шутка», «Рондо»), основанный на сопоставлении утонченных лирических и скерцозных, порой причудливо-гротескных образов, Кристина Шарабидзе исполнила в сопровождении Виктории Спичак. Внимание к мелким деталям, тонкость фразировки, особая мягкость звука, ритмическая отчетливость и изящество – вот, что отличало манеру игры данного ансамбля.

Вокальный цикл Михаила Броннера «Колыбельные песни» для народного голоса (Е. Савинкина) и фортепиано, также состоящий их четырех частей, прозвучал в сопровождении композитора. Текст цикла изложен на идише. Надо сказать, что М. Броннер является автором целого ряда символических произведений на еврейские темы, важнейшим из которых считает «Еврейский реквием» для 4-х солистов, смешанного и детского хоров и симфонического оркестра. «Колыбельные песни» на прошлом фестивале прозвучали в версии для домры и фортепиано, созданной специально для К. Шарабидзе. В вокальном варианте как вступление к каждому номеру декламировался русский перевод текста, позволяющий лучше понять замысел автора. Ясность музыкального языка, сочетающаяся с красотой оригинальных звуковых комбинаций, – знаковая для композитора черта стиля, присущая и данному сочинению. Скорбное содержание последней песни, глубоко прочувствованное певицей, заставило слушателей вспомнить вновь о трагической судьбе еврейского народа.

Выступление молодого аккордеониста Вадима Попова было не менее ярким, чем выступления вышеназванных опытных музыкантов. Он исполнил Сонату № 4 Анатолия Кусякова (1945-2007) – композитора, работавшего в самых разных жанрах, но получившего мировую известность благодаря сочинениям для баяна, а также балалайки. Своеобразна трехчастная структура сонаты, где динамичную и напряженную среднюю часть окружают философские медленные части. Как и в предыдущих произведениях, сквозные мотивы и гармонические комплексы придают сонате особую интонационную целостность. Значительность концепции, конфликтное столкновение образов, богатство исполнительских штрихов держали зал в большом напряжении вплоть до окончания произведения.

Целый ряд концертов фестиваля был построен по принципу – от музыки авангардной к сочинениям, ставшим классикой ХХ столетия. Такая драматургия позволяет проследить преемственность в языке композиторов разных эпох. Не стал исключением и вечер камерных произведений, прошедший на сцене зала концертного зала МГИМ им. А.Г. Шнитке 19 апреля. Во 2 отделении звучала музыка Игоря Федоровича Стравинского - редко исполняемая авторская версия для двух фортепиано балета «Весна священная».

Источник: https://vk.com/schnittke_mgim?w=wall-60900154_890