Заключительный день фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке

Заключительный день фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке

Заключительный день фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке

20 апреля 2018 г. – последний день фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего» – принес немало знаковых событий: в новом помещении был открыт Шнитке-центр, получивший теперь статус научно-образовательной творческой лаборатории для изучения современной музыки; состоялась пресс-конференция Ирины Федоровны Шнитке, посвященная знаменательному и давно ожидаемому событию – передаче архива А.Г. Шнитке в дар МГИМ, уже 20 лет носящему его имя. Осуществилась и сама передача личной библиотеки, нот и книг великого композитора, которые теперь навсегда поселились в его «музыкальном доме». Но никакое торжество не могло состояться без концертной программы, завершившей не только этот напряженный день, но и весь праздник музыки, давно уже ставший в Институте ежегодным.

Так родилась идея заключительного концерта, обобщающего все основные вехи нынешнего фестиваля и сформулированная его организаторами и руководителями – А.И. Щербаковой и И.Ю. Громовым как осуществление возможности совместного музицирования молодых представителей разных культур. Этому способствовали приезд молодых исполнителей из Испании, их концертные выступления, мастер-классы, проводимые испанскими и отечественными педагогами и исполнителями, оркестровыми дирижерами, скрипачами, виолончелистами, на которые собиралось немало музыкантов разных специальностей, стремящихся познакомиться с искусством своих зарубежных и отечественных коллег. Естественно, что участники мастер-классов, консультанты и консультирующиеся, были приглашены выступить с сольными и ансамблевыми номерами и даже участвовать в совместном оркестровом проекте. В результате сложился симфонический оркестр, в котором наряду со студентами колледжа и института имени А.Г. Шнитке играли испанские молодые музыканты – скрипачи, альтисты, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах, поистине молодежный интернациональный оркестр.

Во главе этого смешанного коллектива, исполнившего Симфонию А. Дворжака «Из Нового Света», поочередно вставали молодые представители дирижерской профессии, прошедшие мастер-класс дирижирования в МГИМ – аспирант МГК Янь Цзиянь, студент I курса кафедры хорового дирижирования МГК Александр Сметанин, выпускник Института им. М. Ипполитова-Иванова Александр Лисовец и аспирант РАМ им. Гнесиных Руслан Канеев. Все они успешно справились со сложной партитурой, хорошо ощущали динамические контрасты, чутко реагировали на изменения характера тематизма. Несмотря на присоединение к студенческому коллективу новых музыкантов, они успешно влились в общий ансамбль, и оркестр в этом составе звучал вполне корректно. В хорошей академической манере прозвучали знаменитые соло гобоя и валторны.

Второе отделение концерта было отдано преимущественно инструментальным ансамблям. Некоторые из них произвели впечатление своей исполнительской собранностью и качеством отделки деталей. Другие сложились, можно сказать, внезапно, как, например, ансамбль тромбонов, который за несколько репетиций попытался собрать из русских студентов испанский музыкант Рубен Прадос, исполнивший с «новорожденным» коллективом два произведения, символичных для этого творческого союза, – обработку русской песни А. Варламова «Красный сарафан» и знаменитую «Гранаду» Э. Себриана. Можно лишь поблагодарить его за этот творческий порыв.

Исполнением Adagio из скрипичной Сонаты g-moll Баха порадовала единственная солистка, участвовавшая в этом отделении – Юлия Тыркалова. Она показала значительный рост своего исполнительского мастерства, выразительную кантилену и мягкое ведение смычка.

Необычным образцом ансамблевой музыки конца ХХ века предстал «Набросок ко второй части фортепианного квартета Малера», созданный А. Шнитке в конце 80-х годов и опирающийся на полистилистические закономерности музыкального языка. В нем нашли отражение звуковая напряженность и динамичность музыкальной мысли, присущие искусству А. Шнитке, и мягкая камерность медленных, «тихих» частей из произведений Г. Малера. Соединившись в одном достаточно крупном сочинении, они составили большой цикл, основанный на взаимном притяжении контрастных музыкальных образов. Исполнителям квартета – Инес Риос Вакуэро, Игнасио Диасу, Иратке Ибеас и Тасио Карбоне Терану довелось ранее встретиться на мастер-классе с Ириной Шнитке, репетировать с ней и получить от нее указания, которые позволили молодым музыкантам в полной мере понять и прочувствовать это произведение.

Думается, что наибольшей удачей в концерте стало исполнение первой части фортепианного трио А. Цемлинского В. Самогиной, А. Бобровой и А. Прунской. Романтически яркая, вдохновенная музыка Трио внесла в игру ансамбля ноту восторженного артистизма, чему в немалой степени способствовала партия фортепиано и прежде всего ее исполнительница - пианистка А. Прунская, являвшаяся в ансамбле цементирующим началом.

Заключительный аккорд фестиваля прозвучал. Он был решительным и звонким, как сигнал к новым творческим успехам, к обретению новых друзей и к рождению новых коллективов.

кандидат искусствоведения, профессор МГИМ имени А.Г. Шнитке

О.С. Фадеева

Источник: https://vk.com/schnittke_mgim?w=wall-60900154_891