«Прикоснуться к Мастеру…»
Вот и закончился очередной курс профессиональной переподготовки по программе «Театральная режиссура» в мастерской народного артиста России, профессора Камы Мироновича Гинкаса.
14 режиссеров – начинающих и опытных – на протяжении полугода постигали основы профессии. Две напряженные сессии, шестнадцать профессиональнейших и увлеченных преподавателей, лекции и показы, просмотры спектаклей и дискуссии, посещение репетиций и экскурсии, творческие встречи, мероприятия Театрального биеннале и вечерние посиделки – сколько их было за это время!
Слушатели со всей страны – из Владикавказа и Кемерово, Томска и Тюмени, Новосибирска и Смоленска, Ростова-на-Дону и Москвы, Самары и Егорьевска, а также из Израиля – погрузились в традиции и инновации развития театрального процесса, раскрывая для себя современный театр в контексте развития современной социокультурной ситуации, осваивали тонкости постановочной работы режиссера в драматическом театре, принципы и методы режиссерского решения спектакля в творческой интерпретации Камы Гинкаса и Генриетты Яновской. Мир музыкального оформления спектакля, сущность синтеза акустических и визуальных образов раскрывались в лекциях композитора Александра Бакши. Пластические решения в современном театре показывал режиссер Константин Мишин. Разнообразие сценографических решений в современном театре было представлено в спецкурсе театрального художника Бориса Валуева. А еще – спецкурсы по театральному гриму, истории театра и русской литературы, специфике современного искусства, психологии творчества, лидерству, работе с видеоматериалами, фольклорному театру… Отдельный раздел программы – «Современная режиссура в поиске выразительных средств»: выстраивание взаимодействия с постановочным коллективом – звукорежиссером, художником по свету, реквизитором, бутафором… И много самостоятельной работы, подготовки к контрольным работам, показам и зачетам.
Практические занятия по режиссуре были посвящены постановке басен (Н. Эрдмана, С. Михалкова, Г. Зелинской и др.) и постановке отрывков из пьесы А.П. Чехова «Чайка», которые вошли в итоговый показ. «Театр – это не слова, – сказал, обращаясь к гостям итогового показа, Кама Миронович Гинкас, – это то, что происходит между людьми или с конкретным человеком в процессе разворачивания пьесы. Текст существует как один из способов воздействия на партнера. И задача, которая была поставлена перед слушателями: на очень трудном материале (а басня, например, – материал труднейший для постановки!) продемонстрировать как можно «положить» авторский текст на действие. Тем это труднее, что персонажи Чехова очень много говорят, много и, как правило, скучно. Но именно Чехов внес в литературу параллельно тексту происходящее действие, превращая порой текст в ноль. Превратить текст в действие – очень трудно, но мы попытались это сделать».
Настоящей кодой стал финальный выход всех слушателей, каждый из которых произносил одну фразу из «Чайки», которая стала его лейтмотивом. И получился замечательный «групповой портрет» в интерьере мастерской.
А потом кто-то предложил запечатлеть ПРИКОСНОВЕНИЕ К МАСТЕРУ, которое вышло очень трогательным и щемящим…
«Спасибо всем за месяцы такого живого, искреннего и вдохновляющего общения. Мы все такие разные, но в чем-то похожие. И каждый талантлив по-своему, и каждый – индивидуальность. Мы, несомненно, «напитали» друг друга творческой энергией. Это обязательно проявится рано или поздно. И мы будем благодарны друг другу и Мастеру, что было в нашей жизни это время. Дай бог, будет ещё…» (Михаил Кайт, режиссер, Израиль).