«Режиссура театра в мизансцене тела»
29 апреля завершился в своем роде экспериментальный курс переподготовки по программе «Театральная режиссура» в авторской редакции Константина Мишина. Руководитель курса Константин Мишин, определивший его лейтмотив как «Режиссура театра в мизансцене тела», глубоко убежден, что физическое тело актера – мощнейший инструмент выразительности, и современный театр ставит перед актером, режиссёром и хореографом новые сложные задачи в поиске актуальных выразительных форм. При этом свобода владения физическим телом достигается только через знание законов, по которым оно сконструировано и живет: «Опираясь на крепкое основание традиции, вслед за титанами театра мы сделаем шаг в сторону нового языка современного театра».
Слушателями стали режиссеры и руководители театральных коллективов из Владивостока, Республики Адыгея, Саратова, Челябинской области и Москвы. Обучение было очно-заочным (две сессии и стажировка по месту работы). Со слушателями работали тринадцать профессионалов – режиссеры, сценографы, искусствоведы, композиторы, хореографы, художники по свету и гриму, звукорежиссеры, специалисты по разнообразным техническим и художественным инновациям в современном театре, педагоги по вокалу и литераторы.
Слушатели курса, сначала защитив экспликации, а затем через постановку отрывков классических произведений попробовали свои силы в практическом применении изученных в течение курса классических театральных понятий, связывающих психику и физику актерского организма. И в итоговом показе по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» попытались, используя накопленные знания, воплотить их в сочинении мизансцен, пластического образа персонажа, сочинении его пластического языка. Председатель итоговой аттестационной комиссии, Заслуженный артист Российской Федерации, главный режиссёр ГБУК города Москвы «Московский драматический театр «Человек» Владимир Евгеньевич Скворцов высоко оценил итоговый показ и разнообразие режиссерских подходов к избранной пьесе, раскрытых в экспликациях.
Прямая речь от участников.
Константин Мишин поделился впечатлением от этой работы: «Вот и закончился мой курс дополнительного образования «Режиссура театра в мизансцене тела». Общение мастера с учениками вдвойне продуктивнее, когда он вместе с ними в процессе обучения открывает для себя новые грани театра. Могу сказать, что мне было интересно наблюдать, как слушатели курса находят неординарные решения для непростых творческих задач в работе над формой и воплощением в мизансцене тела содержания текста. Театр сегодня как никогда требует новых интеллектуальных решений для изящного воплощения сильных и захватывающих драматических чувств. Ко мне на курс пришли интересные, умные, творческие люди и наш совместный театральный опыт надолго останется для меня сильным импульсом для вдохновения и размышлений».
Елена Дроздова, педагог мастерских «Интегрированной театральной студии «Круг II»:
«Обучение в Театральной школе Константина Райкина дало мне достойный уровень теоретических знаний по истории современного театра и инновационным методам работы в современной режиссуре, расширило и углубило мое понимание современного театра, а также показало новые возможности в формировании собственного режиссерского языка. Жаль, что данным теоретическим курсам уделено не так много времени, как хотелось бы, но это прекрасная возможность послушать и пообщаться с ведущими теоретиками современного театра Трубочкиным Д.В., Рудневым П.А., Бакши А.М. Благодаря чуткому и пластичному мастеру К.В. Мишину удалось изучить и немного освоить личный язык и принципы работы мастера, который мягко делился с нами своими методами и опытом работы, не требовал безусловного копирования и использования, а давал возможность поиска и интеграции опыта и становления режиссерского языка, что для меня было драгоценно, такая работа приводит меня как личность не к заданному стандарту, а даёт направление развития. Учитывая специфику нашего курса – упор на пластическую режиссуру – категорически не хватило занятий с хореографом, соединения техники с внутренней наполненностью танца, без которой использование хореографии становится бессмысленным и автоматическим. Ещё очень хотелось бы получить дополнительные теоретические знания об истории и путях развития нового пластического театра, а также практические представления о значимых сейчас направлениях в современном танце. Хотя я осознаю, что это была стажировка, очень интенсивная и напряженно-творческая!»