Канонизация не способствовала восстановлению человеческого отношения к Николаю II и его близким
Такое мнение озвучил ректор СФИ на круглом столе, посвященном столетию убийства Николая II и его семьи
Сто лет назад, в ночь на 17 июля 1918 года, в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге большевики зверски убили последнего российского императора Николая II, его супругу, детей и членов свиты. Несмотря на реабилитацию жертв этого преступления, сам этот исторический факт до сих пор не осмыслен и продолжает влиять на всех нас. К такому выводу пришли участники круглого стола «Без веры, царя и отечества», состоявшегося в Москве в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына в день столетия трагедии.
Канонизация была несвоевременной
Канонизация императорской семьи не способствовала восстановлению человеческого отношения и сострадания к жертвам преступления, осмыслению совершенного злодеяния и нашей ответственности за него, считает священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института. «Сейчас, когда речь идет о Николае II, тут же начинают вспоминать ошибки его руководства, его личные недостатки – и о самом факте убийства не думают, к нему как к человеку не относятся. Его или идеализируют как святого, и тогда ни о чем плохом говорить нельзя, пусть даже оно бьет в глаза, или демонизируют и отвергают все замечательное, что было сделано в нашей стране во время его правления и что мы не оцениваем в должной мере», – сказал отец Георгий. Он добавил, что люди плохо понимают, как убийство императорской семьи влияет на всех нас.
«Меня всегда очень удивляют вопросы к государственным органам со стороны церкви: мол, давайте разберёмся, где чьи кости, – добавил отец Георгий. – Но простите, ведь царя канонизировали как страстотерпца, пусть даже составные эти скелеты, но это такие же страстотерпцы, и какая разница, где чья кость!»
Вирус беззакония
«Что же происходило со страной нашей, с народом нашим, с людьми нашими, откуда это умопомрачение?» – сказал в проповеди после Божественной литургии в Храме-на-Крови в Екатеринбурге патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавивший в этот день покаянный крестный ход на месте совершенного убийства. Предстоятель РПЦ отметил, что «за этим преступлением есть коллективная вина всего народа, некий поворот в исторической жизни святой Руси, который завел народ в тяжелый и страшный тупик».
«В большевики шли не все подряд, – напомнил отец Георгий Кочетков, – это было относительно малое число людей, по которым нельзя судить о стране, о народе. Но их поведением заражались и другие, в том числе и в Белой армии, хотя, конечно, они никогда не доходили до того, что творили большевики».
По мнению историка и телеведущего Феликса Разумовского, захват власти большевиками был объявлением войны русскому национальному самосознанию. Он напомнил, что «задача на разжигание гражданской войны в России была поставлена Лениным тотчас после того, как он узнал о начале Первой Мировой войны», назвав его приезд в Петроград весной 1917 года «явлением русского самозванца».
«Уже после разгона Учредительного собрания большевики говорили о войне с русским миром. В крестьянской стране они объявили войну русскому крестьянству и русским рабочим», – добавил историк. Реакцией на это стали народные антибольшевистские восстания в Ижевске, в Воткинске, известно и требование путиловских рабочих повесить Ленина и Чернова...
https://sfi.ru/sfi-today/article/k-nikolaiu-ii-ne-otnosiatsia-kak-k-cheloveku.html