Анна Дежурко: Год назад я выпустилась из ВГИКа, и еще год назад хотела написать всё, что я думаю об этом «чудесном» учебном заведении. Но не пришлось. ВГИК же нельзя ругать, знаете? Каждый выпускник 10 раз подумает перед тем, как написать что-то. У ректора 2 сына, один из которых до прошлого года сидел в минкульте, а второй возглавлял фонд кино (а потом ушел оттуда, и перешел в «кинопрайм» Абрамовича). Короче, нельзя ВГИК ругать, себе дороже.
А вчера произошла эта история с Artem Firsanov, которому год администрация вставляла палки в колеса, мешала снимать ему его диплом, а потом устроила цирк на защите, не пустив зрителей на показ. Ну и потом поставили тройку за диплом.
Давайте сначала про оценки. Оценка за диплом – фигня, конечно же. Но 🙂 «Тройка» режиссеру за диплом во ВГИКе это всегда сознательная акция от комиссии. Все эти разговоры сейчас «давайте сначала посмотрим фильм, может там правда отстой-отстой, может и заслуженная эта тройка». Эээээ… Давайте-ка честно? По-моему, в моем выпуске пятерки поставили всем без исключения. Вообще всем. Даже тем, кто диплом не снял 🙂 Люди защищались курсовыми, кто-то даже не напрягся, чтобы эти курсовые доделать. Но всем пятерки, со всеми обнимашки в конце защиты и обязательные напутствия «ребята, вы выходите во взрослый мир кино.. блаблабла». То есть всем (кроме мастеров, разумеется) абсолютно наплевать, что ты снял. Всем охота быстрее поставить тебе «отлично» и разойтись наконец по своим кабинетам в новом корпусе, запереть свои тяжелые двери и просидеть там еще год до следующей защиты.
Но Артему вчера поставили «три». Артем всех их очень раздражает. Их трясёт от любого проявления индивидуальности. Студент должен поменьше высовываться, побольше бегать по кабинетам, собирать бумажки и периодически заносить конфетки на учебную киностудию и заискивающе улыбаться, чтобы ему дали не одну, а две петлички на смену, где нужно три.
ВГИК – абсолютно прогнившая, изжившая себя структура, которая возвышается этой огромной уродливой крепостью нового корпуса и жрёт-жрёт-жрёт бюджетное бабло. Единственная задача этого института – перерабатывать деньги, а для этого им нужно топливо в виде студентов и еще оставшихся там замечательных преподавателей.
Про учебную киностудию. Вся учебная киностудия – позорище. Разваливающиеся павильоны, 3 алексы, из которых можно собрать только один нормальный комплект, сломанные петлички. Попеску… Причем о ситуации на учебной киностудии знают все. Огромная структура, где кроме унижения ты не испытываешь больше ничего, где ты снимаешь кино вопреки, где ты должен выпрашивать, умолять. Где тебе «делают одолжение».
Толпы ребят каждый год мечтают туда поступить, ВГИК их набирает и 5 лет юзает. Отдельный студент как творческая единица не интересует их в принципе.
Ситуация с обучением режиссеров в России сейчас следующая – либо тебе 17 лет, ты закончил школу и поступил на бюджет (не надо так делать), либо ты очень богатый человек. Если ты хочешь поступить на режиссуру на второе высшее, то это автоматически платно. 200-300 тысяч в год ты найдешь, ок. Но еще тебе нужно снимать учебные работы.
При поступлении ты скорее всего думаешь, что «ну ничего страшного, что-нибудь придумаем». А потом вдруг резко оказывается, что за месяц нужно найти несколько сотен тысяч рублей, что хоть эти почтенные взрослые люди и говорят «ребята, вы живете в такое замечательное время, в которое можно снимать кино на айфон», оператор почему-то на айфон снимать отказывается. Что гримеру нужно платить, что за костюмы нужно платить, за локации платить. За аренду техники – платить. Платить-платить-платить.
Ты учишься во ВГИКе? Ты платник? Студия перезаписи два месяца стоит пустая? Ты хочешь прийти туда и озвучить свой учебный фильм? Ты просишь сделать это бесплатно, потому что денег не осталось, а студия все равно простаивает? Нет уж. Сходи в кассу, заплати.
Системы поощрения студентов нет никакой вообще. Два года назад, когда минкульт выписал миллиард им на столетие, я очень подробно просмотрела всю эту смету. Миллионы на ремонт фасада, миллионы на фуршет, миллионы туда, сюда.. И ни одного, ни одного пункта про гранты для съемок учебных работ.
Ты классный? Ты снял отличную курсовую? Может быть, ты даже выиграл что-то на ВГИК фесте? Или на других фестивалях? ВГИКу наплевать 🙂 ВГИК тебе перемолол и выплюнул. Хочешь такой же классный диплом? Сходи, найди полмиллиона рублей и сними. Зато ты учишься в ВУЗе с прекрасным отремонтированным фасадом.
И вот кто-то из вас скажет: ну и что. Не нравится – не поступай. Иди в другую киношколу.
Но вообще-то нет. ВГИК не просто бесполезное учреждение, но вредное. Каждый раз, когда Малышев запирается с Мединским у себя в кабинете, а потом выходит очередной приказ на очередные сотни миллионов, каждый такой раз эти деньги не достаются кому-то действительно заинтересованному в развитии кино в России. Они будут реставрировать фасады, строить новые корпуса, ремонтировать старые. Но помогать студентам они не будут никогда. Потому что они это делать не умеют, не хотят. Потому что им наплевать. Им на каждого из нас плевать-плевать-плевать. В сентябре придет новая кровь, и они снова будут делать вид, что «создают все условия».. Но все это будет нужно только для того, чтобы снова запереться в кабинете с очередным министром, чтобы снова получить платежку.
А если вдруг появится какой-нибудь Артем Фирсанов, который эту навозную кучу попытается растормошить, который захочет носом их ткнуть во всю их бесполезность, они просто его выплюнут, поставят тройку и скажут: «иди, Артем.. Ты нам не нужен, и фильм у тебя не очень».
Во ВГИКе все ещё по неясным мне причинам остаются супер преподаватели. Как они существуют с такой администрацией и почему не уходят в другие киношколы я лично совершенно не понимаю. Но все, что есть хорошего во ВГИКе, происходит исключительно благодаря им.
С таким сильным преподавательским составом и с такими финансовыми возможностями ВГИК мог бы быть самой крупной и успешной киношколой в Европе, но всем пофиг.
Ну и как бонус «милая» история про мои взаимоотношения с киностудией:
У меня было второе высшее, так что я платница. И это, слава богу, свело мое общение с этой прекрасной структурой до минимума. Но на третьем курсе мы снимали так называемый «видео проект», задание, где для всей группы строят один павильон, мы его осваиваем каждый под себя и снимаем коротенький отрывок. И вот я иду на поклон к всем известному Попеску. И он «делает мне одолжение», он снисходителен, он считает, что обои нам не нужны, стены можно просто покрасить. И реквизит тоже весь мы можем найти во ВГИКе, и костюмы не нужны, так что письмо ни на Мосфильм, ни на студию Горького он писать нам не будет, все можно поискать по коридорам ВГИКа. Короче, стандартная такая история, с которой сталкивался каждый студент, который заходил к нему в кабинет: ты стоишь, понурив голову, тебе дико неловко от всей этой ситуации, а Попеску со своего барского плеча разрешает тебе снимать, но камера будет похуже, и костюмов не будет, и вообще, скажи спасибо. А потом случилось прекрасное 🙂 он вдруг поднял от своих бумажек на меня глаза, прищурился.. «А вы же у нас платница? А оператор кто? Тоже платник?... Ну так нет.. Ну вы должны нам что-нибудь заплатить». Потом посмотрел в потолок, прищурился еще сильнее, прикинул что-то на ходу: «Ну давайте, скажем… ну по 15 тысяч рублей. 15 от вас, 15 от оператора. Сходите в бухгалтерию, выпишите себе платежку». На ходу человек придумал, что я им должна. Просто так, просто походу, потому что так ему захотелось. Потому что он может. Я вышла из его кабинета, честно дошла до бухгалтерии, честно получила эту платежку.. Но до кассы так и не дошла. И никто ничего так и не заметил. Всем плевать. Просто Попеску смотрит на тебя в своем кабинете, прикидывает и решает, что не убудет от тебя, если ты скинешь 15к.
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=10156605071217523&id=679282522