Экотуризм — это не про «пострадать в палатке и вернуться в цивилизацию» 🏕🙅♂
Как эко-отели могут развивать регион? Почему глэмпинг — это дорого? Как превратить курсовую бакалавра в экспертный опыт? Ответы — в интервью Санды Чеботару, которая оканчивает магистратуру по направлению «Туризм», учится только на «отлично» и уже провела классификацию 100 туристических объектов.
❓Отели делятся на гостиницы, хостелы, гостевые дома... А что такое «эко-отель»?
💬Термин «эко-отель» есть в мировой практике, но в российских документах четко не прописан. В Европе, Америке, Австралии, Северной Африке даже существует более узкое понятие «грин-отель». При этом в России есть Стратегия развития туризма до 2035 года — там зафиксировано понятие «экотуризм». Это одно из стратегических направлений всей туристской индустрии в стране. Это особенно важно в природоохранных комплексах: на Байкале, в Горном Алтае, на Камчатке. Прототипы эко-отелей уже появляются, но отельеры строят их, опираясь исключительно на свое чутье, без документальных требований. Для начала нужно создать эко-сертификацию отеля, чтобы отельеры понимали, что от них требуется.
❓Эко-отель — это про строительство новых отелей экологического типа или про переоборудование существующих гостиниц в России?
💬Мое мнение, эко-отель — это про постройку совершенно нового здания. Важно, чтобы в конструкции использовались экологичные материалы. При большом желании, конечно, можно перестроить гостиницу в эко-отель, но, во-первых, это будет гораздо дороже, чем построить новое, а во-вторых, на это уйдет гораздо больше материалов, ресурсов, энергии, времени. То есть сам процесс перестройки — это уже не экологично, поэтому лучше построить новое здание.
❓Для кого важнее экотуризм: для владельцев или для гостей?
💬Эко-отели — это не про бизнес, а про потребителя. Есть те, для кого важен отдых в гармонии с природой. Мы провели исследование и составили портрет гостя эко-отеля. В основном, это люди 30-55 лет, с высшим образованием, с уровнем дохода выше среднего. Также мы разделили потенциальных гостей на три категории: пары без детей (таких 70%), пары с детьми (15%) и туристы-одиночки.
При этом эко-отель — это не всегда дороже. В мировой практике много примеров, когда стоимость размещения в обычной гостинице примерно такая же или даже дороже. Понятно, что экологичность в таком случае — разумное преимущество.
Экономия — за счет эффективного потребления электроэнергии и воды. Часто используют сезонные продукты питания. Во многих гостиницах заказывают продукты с соседних ферм, разбивают огороды на крыше.
❓Сейчас можно встретить предложение о «глэмпинге», однако ценник обычно гораздо выше среднего. Это всегда будет дорого?
💬Направление «глэмпинг» в России идет впереди по стезе экотуризма. Уже есть успешные примеры организации «похода со всеми удобствами». Такой вид отдыха изначально рассчитан на высокий ценник. А в России при этом фактически нет конкуренции — нет и сдерживающих рыночных механизмов. Отсюда и завышенная стоимость. Появление эко-отелей даст туристам альтернативу — тогда, скорее всего, цены стабилизируются.
❓На что надо обратить особое внимание, чтобы создать идеальный эко-отель?
💬Самое главное — правильно выбрать территорию: где эко-отель будет расположен, как он будет взаимодействовать с окружающей природой, как до него можно добраться, какова его удаленность от близлежащих населенных пунктов. Это важно для гостей, поставщиков, персонала. Перед тем, как заказать проект в архитектурном бюро, нужна консультация экспертов, которые знают лучшие практики эко-отелей и смогут выехать на объект. Они покажут, из чего и как строить, какие есть технические нюансы, как наладить бережное и эффективное взаимодействие с природой. Важно распределить отношение отельера с архитектурой и с классификацией. Архитектурные бюро готовы проектировать отели из экологически чистых материалов, но не всегда знают все требования к классификации.
Важна инфраструктура, логистика и человеческие ресурсы региона. Надо понимать, откуда брать свежие продукты для гостей, какие есть оздоровительные объекты. И, конечно, важен персонал и выстраивание корпоративной культуры в коллективе.
Интересные решения могут быть и с этнической составляющей. Например, вместо классических номеров могут быть традиционные жилища: избы, юрты, чумы, шатры. Это актуально, например, для Бурятии, Калмыкии — регионов, где есть народы, которые готовы знакомить гостей со своей культурой.
✅Читайте полное интервью: http://www.rudn.ru/media/news/vypuskniki/ekoturizm--eto-ne-pro-postradat-v-palatke-i-vernutsya-v-civilizaciyu
Минобрнауки России
#РУДН #RUDN_University