#ЖИВАЯ_ПАМЯТЬ
Анатолий Григорьевич Беляков (14.11.1911 - 06.06.1961) - инженер путей сообщения, специалист в области паровозной техники.
С 1930 года работал на Пролетарском паровозоремонтном заводе, незадолго до войны перешел в Управление трудовых резервов. Пятого июля 1941 года поступил добровольцем в 1-й северный полк дивизии народного ополчения Куйбышевского района, 30 июля 1941 года был зачислен в 2-й запасной железнодорожный полк и 10 августа 1941 года получил назначение на станцию Новый Порт Ленинградского железнодорожного узла на должность помощника военного коменданта. Восемнадцатого ноября 1941 года был переведен в той же должности на станцию Мельничный Ручей, находившуюся на железнодорожном участке открывшейся вскоре Дороги жизни. Двадцать шестого декабря 1941 года назначен военным диспетчером на станцию Ленинград-Финляндский, а 22 февраля 1942 года - на станцию Ленинград-Варшавский. Восьмого апреля 1942 года переведен в 101-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду КБФ, которая 22 января 1944 года приказом наркома ВМФ была преобразована в 1-ю гвардейскую морскую Краснознаменную артиллерийскую железнодорожную Красносельскую бригаду КБФ. В составе этой бригады А. Г. Беляков участвовал в прорыве, а затем в снятии блокады Ленинграда, в прорыве линии Маннергейма, в освобождении Прибалтики и Восточной Пруссии. Во время войны А. Г. Беляков был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, а также медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Продолжал службу в бригаде до 1955 года.
По выходе в отставку (в звании гвардии майора) работал в Железнодорожном училище № 1 Ленинграда и в Ленсовнархозе. А. Г. Беляков написал с Ленинградского фронта более 300 писем жене Валентине Александровне, находившейся вместе с тремя малыми детьми (Владимиром, Георгием и Еленой) в эвакуации, сначала - в городе Галиче Костромской области, а затем - в селе Кузнецком Кыштымского района Челябинской области. Многие из этих писем сохранились (274 письма) и, являясь прежде всего семейной реликвией, имеют, конечно же, и несомненную историческую ценность, так как непредвзято свидетельствуют о событиях блокадных дней устами одного из рядовых защитников города.
Ниже представлены фрагменты блокадных писем А. Г. Белякова, в которых в наибольшей степени отразилась жизнь блокадного Ленинграда: питание, топливо, освещение, транспорт, бомбежки, обстрелы, разрушения и вместе с тем- сота блокадного города, несокрушимая стойкость ленинградцев, праведная ненависть к врагу и абсолютная уверенность в победе над ним.
№19
24 августа 1941 года
<...> У нас сейчас очень тяжёлое положение, не сегодня завтра придётся, видимо, драться за Ленинград под самым городом.
№ 28
20 сентября 1941 года
Живем мы здесь, как говорят, по погоде: хорошая, ясная погода - жди «Гостей», а плохая, дождливая - хорошо, более или менее спокойно. У нас в доме довольно приличное бомбоубежище, но полной гарантии оно, конечно, дать не может: во всяком случая, что будет, то и будет. <...> Одно могу сказать, что духом не падаем и Ленинград отдавать не собираемся. А драка будет большая.
№ 64
6 января 1942 года
<...> Скрывать не буду, очень тяжело сейчас <...> порой даже думаешь - и не одолеешь этого трудного времени. Но вера в победу над врагом и, самое главное, что ты у меня и детки, заставляет меня подтянуться и держаться бодрее, чтобы не сломаться. <...>
Материал подготовлен студенткой 2-го курса ФЭЛ Ольгой Беляковой, гр. 8203