Что такое Спин-офф компания?
Spin-off — быстро набирающая популярность модель развития и масштабирования бизнеса, при которой подразделение компании или организации выделяется в самостоятельный бизнес.
Выделе́ние организации, известное также как спин-офф, (англ. spin-off, spin out) — один из видов реорганизации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Иными словами, это запуск новой компании внутри материнской, с целью продажи отдельного продукта, головная же организация становится основным источником первичных инвестиций.
Для материнской компании в этом много плюсов: масштабирование бизнеса, привлечение дополнительного финансирования, повышение конкурентоспособности и получение новых сегментов целевой аудитории.
Какой продукт/услуга заслуживает быть спин-оффом?
Может быть три ситуации, когда продукт нужно выводить в отдельный бизнес или независимое направление:
1. Новый продукт продается не тем способом и не по тем процессам, что используются в основном бизнесе.
2. Продажи выходят за границы существующей целевой аудитории.
3. Новый продукт — «убийца» текущего продукта. Конкурирующие продукты одной компании.
Как отделять новый проект
Вариантов может быть несколько — от нового департамента до отдельного юридического лица. Последний вариант самый простой, потому что у спин-оффа и основной компании совершенно разный темп жизни. Стартап — это быстрые решения, эксперименты, риск. Большая компания — это нетерпимость риска и приоритет маржинальности. Даже люди и процессы нужны разные. Если стартап останется внутри большой компании, он будет пользоваться услугами бухгалтеров, юристов и ИТ-служб.
Spin-off в Америке и России
Рождение новой компании в рамках существующей — распространенное явление для американского рынка, где подобная реструктуризация происходит постоянно. В нашей бизнес-среде данная практика встречается не столь часто. Связано это и с культурой управления, и с тем, что отечественные компании не так активно нацелены на инновационное развитие.
Специфика spin-off состоит в том, что руководитель материнской организации, будучи владельцем доли нового проекта, не занимается им непосредственно, а передает руководство другим сотрудникам. В понимании российских предпринимателей такое делегирование сопряжено с большим риском и противоречит привычке контролировать все самому.
Можно сказать, что в США к этому относятся проще: взрастил и отпустил. В России же наблюдается больший контроль со стороны материнской компании, что может замедлять развитие.
Spin-off компании, которая хочет выйти на американской рынок, необходимо активно использовать все ресурсы и контакты головной организации. В принципе, механизмы развития обычного стартапа и spin-off схожи и не имеют существенных различий. Важно заранее определить целевые сегменты, изучить специфику США и на месте провести customer development.
Некоторые проекты решают выйти с новым продуктом сразу на американский рынок, в обход российского, однако, это довольно рискованно: гипотеза о востребованности оказывается неподтвержденной. Чтобы убедиться в том, что Штаты — подходящее место для развития вашего проекта, можно обратиться за советом в программу iDM USA Landing. Это поможет избежать ошибок на начальном этапе вхождения на рынок.
Тематика spin-off компаний крайне интересна и перспективна для новых реалий изменяющейся экономики. Специалисты, которые свяжут свою деятельность с такого рода организациями, по прогнозам аналитиков рынка труда войдут в топ высокооплачиваемых специалистов.
Источник: https://vk.com/ibispb?w=wall-485_6828