#140летВысшемуЖенскомуОбразованию
К концу XIX века начал формироваться новый для российского общества тип женской учащейся молодежи.
Отвечая на вопрос о мотивах поступления на «Бестужевские курсы», Елизавета Дьяконова написала:
«До совершеннолетия я была так занята одною мыслию — поступить на курсы, вечной борьбой с матерью, отстаивая каждый свой шаг от её самодурства и деспотизма. Это был самый удобный предлог уехать из дома... А главное уйти от серой домашней обстановки».
Провинциальный образ жизни не устраивал юных курсисток. Они хотели обрести самостоятельность и сломать привычные рамки.
Любовь Менделеева, в замужестве Блок, вспоминала, что поступила на курсы ради того, чтобы получить «большую свободу, чем положение барышни, просто живущей дома и изучающей что-нибудь вроде языков, как тогда было очень принято».
Большинство «бестужевок» принадлежало к небогатым или даже нуждающимся семьям. Многим приходилось искать дополнительный заработок, который зачастую не оставлял времени на развлечения. Курсистки давали частные уроки, занимались канцелярской работой и переводами, служили в аптеках.
Несмотря на все, театр занимал особенное место в жизни дореволюционного студенчества и был «больше, чем досугом». Одна из «бестужевок» вспоминала:
«Я взяла два билета в последних рядах партера по 4 р. 50 к. На деньги, истраченные на билеты, мы обе могли обедать в курсовой столовой целый месяц».
Приходите на выставку «Курсистка — имя нарицательное» в РОСФОТО, чтобы узнать, как жили, отдыхали и веселились «бестужевки» в конце XIX и начале XX в.: https://vk.cc/8DJrm9.
Выставка в РОСФОТО бесплатная и открыта до 18 ноября.