В День космонавтики вспоминаем «космическую» подборку отечественных фильмов от старшего преподавателя #СПбГУ (кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств), киноведа Милы Двинятиной.
1. «Космический рейс» (1930-е)
Вышедший в самом начале 1936 года этот фильм и сейчас потрясает воображение. Удивительные спецэффекты полёта в невесомости, сам Циолковский в качестве консультанта картины, устройство и убранство космического корабля недалёкого, как казалось, будущего, увлекательный сюжет, в основе которого, разумеется, жюльверновская формула научного путешествия дилетантов с применяющим свои знания на практике кабинетным учёным, в компании с которым оказываются, как правило, идеальные представители общества – любознательный ребёнок, смелая и прекрасная женщина, положительный спокойный мужчина, старик и чудак. Смотреть – одно удовольствие, можно даже с выключенным звуком – фильм режиссера Василия Журавлева немой, в этом он отстает от Голливуда, который к этому моменту наснимал уже кучу мюзиклов, но далеко обгоняет его в жанре кинофантастики.
2. «Планета бурь» (1960-е)
Забытый в своё время шедевр Павла Клушанцева, о котором, к счастью, недавно вспомнили, сначала иностранцы, как бывает с нашими соотечественниками, опередившими время. Не первый его фильм о космосе, сделанный на скромной по мощностям киностудии «Леннаучфильм», закупленный почти тогда же в начале 1960-х американцами и, как минимум, дважды перемонтированный под видом собственной продукции. Помимо отменно увлекательных приключений на Венере с разноцветными спецэффектами, это мелодрама о любви к жизни, соперничестве в космосе, в том числе и национальном, встрече с доисторическими существами и чудовищами. Смотреть можно, преследуя разные цели, например, чтобы увидеть Георгия Жженова в скафандре.
3. «Солярис» (1970-е)
Как известно, великий фильм Тарковского, не столько о звёздном небе над нами, сколько о нравственном законе внутри нас. Что если для человека, будто бы венца творенья, фарфоровая прозрачная чашка под дождем на веранде родного дома дороже, чем любые космические путешествия в поисках научных ответов на вопросы бытия, которые постигаются в реальности ненаучным путём. Само смотрение фильма превращается в тягучее, мучительное, возможно, для неофита, но пронзительно прекрасное уплывание в космическую гармонию Баха и Брейгеля. Завидую тем, кто смотрит в первый раз и мысленно пересматриваю с любого места, почти совершенно забывая как о содерберговской киноинтерпретации романа, так и о советской телевизионной постановке, которую, как утверждают историки, Тарковский знал, да, пожалуй, и о самом литературном первоисточнике.
4. «Отроки во Вселенной» (1970-е)
Классический образец кинофантастики для подростков-отроков. Вторая часть дилогии, продолжающая фильм «Москва – Кассиопея», сильно подпавшая, очевидно, под влияние шедевра Тарковского, в начале 70-х в противовес Кубрику внушившего зрителю интерес к другим областям изображения космоса. Однако и от кубриковских идей углубления в будущий быт космического пребывания с головокружительными, иногда и в прямом смысле слова, подробностями, остается многое – отличный параллелепипедный портал в другое измерение, извечная со времен Мэри Шелли проблема очеловечивания робота или иного какого рукотворного создания человеческого разума, не вмещающего, однако представления о простых вещах, идея о неравномерном течении времени и много чего другого, что интересно, скорее, взрослым, но что облечено здесь в иногда слишком наивную форму, впрочем, точно рассчитанную на потенциальную зрительскую аудиторию. Чем дальше мы двигаемся, заметьте, тем зритель становится всё моложе и моложе.
5. «Тайна Третьей планеты» (1980-е)
Как только начиналась первая музыкальная фраза фильма, весь зал детских утренников взрывался восторженным криком – о счастье! о везение! Нам покажут самый-самый лучший мультфильм, где девочки почти твоего возраста летают в космос с отцом и, вероятно, дядей, где встречаются инопланетяне, но всё ещё существуют незыблемые ценности вроде московского зоопарка, где старушка с тортиком похожа на самых продвинутых девушек начала 80-х и потому так старомодна в своем XXII веке, где есть тигрокрыс и правый хвост у него длиннее, где существуют ушаны и говоруны, отважные капитаны и профессор в шляпе, вселяющая ужас птица Крок и высмеивающий принципы советской торговли, как выяснилось много позже, великан Громозека, где есть шапка-невидимка, как в нормальной сказке, роботы, стреляющие бластерами, как в нормальной кинофантастике и виды разнообразной инопланетной флоры и фауны, как в фильмах в телепередаче «В мире животных». Одним словом, «Тайна третьей планеты» – это любовь навсегда! Теперь мы смотрим её с дочкой.
Бонус (наше время)
Нынче времена, как с ними постоянно происходит, изменились. Изучение космоса перестало быть важнейшей, приоритетной задачей государства. Говорить о современных достижениях, как это было во времена Гагарина и Королёва, или о будущем развитии отрасли теперь не приходится. Приходится говорить о прошлом. И в этой части отечественной цивилизации тоже. Поэтому неудивительно (вообще-то удивительно, потому что я всё ещё верю, что фильмы о космосе, как и наука о космосе, могут быть не только увлекательными, но и прибыльными, поэтому глупо не делать ни того, ни другого, если есть ресурсы), что фильмов о космосе в отечественном кино сейчас довольно мало.
Однако, как подсказывает мне опыт, скорее всего, чтобы потягаться с заокеанскими производителями «Интерстелларов» и «Гравитаций», или повторить их удачный прокатный опыт, с небольшим и понятным опозданием лет на пять, в 2017 году почти одновременно вышло два отечественных блокбастера, так и не догнавших по сборам даже мультфильм «Белка и Стрелка» на ту же тему. Оба фильма-конкурента, к сожалению, не укрепили интереса зрителей к космическому прошлому и к схожему сюжету, явленному в обоих, – сюжету о чудесном избавлении космических кораблей, экипажей, страны, мира от гибели, несмотря на головотяпство и традиционное небрежение всего и всем, поданное как национальная черта. Однако посмотреть и сравнить «Союз-7» и «Время первых», пожалуй, то самое, чем можно заняться на карантине.