#140летВысшемуЖенскомуОбразованию
В списках преподавателей нашего Университета, составленных в 1916 году, можно было найти всего две женские фамилии. Одной из них была Добиаш-Рождественская.
В 1895 году Ольга Добиаш поступила на Высшие женские курсы, где училась у профессора нашего Университета, историка Ивана Гревса. В 1899 году ее отчислили за участие в политических студенческих волнениях, но вскоре восстановили.
После окончания Бестужевских курсов Ольга Добиаш провела несколько лет во Франции, работая над диссертацией. По приглашению Гревса она вернулась преподавать историю на Высших женских курсах, а затем уже и в Петроградском университете, где вскоре защитила диссертацию и стала первой женщиной-профессором нашего Университета.
Из воспоминаний слушательниц Бестужевских курсов.
«Занятия были всегда прекрасно организованы. Каждая слушательница имела немецкое критическое издание текста Тацита и основные пособия, которыми обеспечивала библиотека. На первом заседании был разобран список тем. Каждую тему брала группа 3-4 человека. Один из группы делал доклад, другие оппонировали. Остальным указывались страницы источника и главы из двух основных трудов по этому вопросу — Фюстель де Куланжа, представителя французской научной традиции, и Георга Вайца, представлявшего немецкую школу. Хотя сама Добиаш-Рождественская склонялась к школе Фюстель де Куланжа, мы прорабатывали каждый вопрос, принимая во внимание обе точки зрения, и сами делали выводы. Так Ольга Антоновна учила нас самостоятельно подходить к источнику и критически оценивать его, справляться с латинским текстом, указывая особенности языка Тацита, а также с помощью источника проверять научные теории».
«Великолепный педагог и организатор, она всегда учитывала реальные возможности слушательниц и исходила из них в построении занятий».
«Добиаш-Рождественская была аккуратна, пропускала занятия очень редко, часто даже больная приходила на семинарии. К концу года она прекрасно знала возможности каждой и умело направляла нас в наших дальнейших планах. Она всегда находила время помочь нам в занятиях. Каждый мог прийти к ней на дом за любым разъяснением. Никакой небрежности и недобросовестности в работе она не допускала, всякий доклад проверяла заранее. Поэтому все наши заседания были очень содержательны, и сам собою быстро происходил отсев тех, кто не хотел серьезно работать».
«Всегда точно, без опоздания, Добиаш-Рождественская появлялась в аудитории. Она кланялась поспешно, улыбаясь своей милой, немного растерянной и озабоченной улыбкой, всходила на кафедру и, скользнув взглядом по скамьям, сосредоточенно начинала лекцию. Вначале она всегда говорила с каким-то усилием, словно с трудом входила в мир, о котором должна была нам поведать, и с усилием отрывалась от мешавшего ей внешнего окружения, но после нескольких фраз поток прорывался — и начиналась блестящая, сверкающая, легко льющаяся речь. Ольга Антоновна говорила, что для нее имеет большое значение, если в аудитории присутствует группа, известная ей, резонирующая определенным образом. Как-то в конце года, прощаясь с одной из своих учениц, она сказал ей с сердечной теплотой: «Благодарю вас за то, что вы посещали мои лекции. Мне было легче читать их, зная, что вы их слушаете. Вы помогали мне в моей работе». И это были не пустые слова — Добиаш-Рождественская была очень искренним человеком, она никогда ничего не говорила просто так, из любезности. Лекции были для нее совместным творчеством лектора и аудитории».
«Она была блестящим оратором, обладала необычайно творческой мыслью и умела приобщить слушателей к своему творческому процессу. Отмечая только основные вехи ее мысли, записывая даты и имена (то и другое она всегда записывала на доске), можно было без труда восстановить дома ее двухчасовую лекцию, всегда насыщенную большим, сложным содержанием. Это было возможно благодаря исключительной четкости и яркости изложения. Цитаты она всегда произносила сначала в русском переводе, а затем повторяла по-латыни, так что мы слушали текст, понимая его. Библиографические указания, рекомендуемую нам литературу она также всегда записывала на доске».
«Она не раз говорила, что весь смысл жизни ученого — в создании своей школы. Она хотела жить в своих учениках. Мне кажется, она достигла этого и даже, пожалуй, шире, чем представляла себе. Она составила научную школу. Но и помимо того, все, что она так радостно и щедро давала своим ученикам, многообразно расцвело и принесло плоды».
В 1929 году Ольга Добиаш-Рождественская стала первой женщиной членом-корреспондентом Академии наук СССР.
https://vk.cc/8uSfW