# Наука и техника

Биткоин: время учиться доверять машинам

Попробуем разобраться в природе биткоина с Борисом Зверевым

Сегодня новости о постоянно растущем курсе биткоина чуть ли не затмевают все остальные. Сейчас с этой криптовалютой совершается около 300 тысяч сделок в день по сравнению со 100 тысячами несколькими годами ранее. У обывателей возникает логичный вопрос: что же это за явление? Мы попытались получить ответ у Бориса Зверева. Наша статья – взгляд человека, который много лет проработал в СМИ (ТАСС, Интерфакс) и входил в руководство одной из крупнейших энергетических компаний России.


Вчера один видный финансист опять уверял меня, что биткоину скоро конец. “Для такого роста у денег не может быть никаких объективных причин, - жестким тоном заявил он. - Все это спекуляция”. Хорошо еще, что не произнес привычное слово “пирамида” - все-таки, он профессиональный финансист и знает, что пирамида имеет другие признаки.

Биткоину скоро 10 лет. На этой неделе его рыночная стоимость превысила 15000 долларов, график курсовой стоимости напоминает траекторию стартующего звездолета, а финансисты все еще продолжают спорить о сути явления. За 10 лет внятного объяснения они так и не придумали. Сдается мне, что и не придумают. Не потому, что плохие финансисты. Просто биткоин - это не совсем деньги. Точнее говоря, это больше, чем деньги, и для его изучения нужно привлекать не финансистов и программистов, а еще и социологов, историков и культурологов.

Я уверен, что биткоин - явление цивилизационного масштаба, на наших глазах меняющее исторически сложившиеся принципы организации общества.

Давным-давно, лет 60 назад замечательный английский писатель, фантаст и футуролог Артур Кларк составил свой известный список предсказаний на сотню лет вперед. Одно из пророчеств говорило, что примерно в 2016 году на планете появится единая валюта – мегаваттчас.

У электроэнергии есть почти все качества, чтобы стать всеобщим эквивалентом. Кроме одного – ее нельзя хранить. Современные ученые сделали очень много для совершенствования систем хранения энергии, но говорить о решении проблемы пока рано. Электроэнергия, по-прежнему, остается уникальным товаром, который потребляется в тот самый момент, когда производится. Впрочем, вряд ли сэр Артур Кларк предсказывал с точностью до года. Временные рамки предсказаний обычно имеют определенную гибкость, так что подождем.

Предсказание английского фантаста имеется второй слой. Человечеству, собирающемуся осваивать глубокий космос, нужна единая, надежная и универсальная денежная единица. Именно это ощущение сквозит в словах писателя.

Количество денежных единиц на планете сегодня огромно. Бывают коллективные, как евро или западноафриканский франк (CFA), но от этого суть не меняется - разновидностей денег множество. Огромна и сама масса отпечатанных банкнот. Говорят, что, если собрать все напечатанные долларовые купюры, их хватило бы, чтобы купить несколько таких стран, как США, вместе со всеми заводами, IT-компаниями и банками.

Печатные станки работают по всей планете. Соблазн выпустить побольше денег испытывают все правительства мира, даже самые эффективные и дисциплинированные. Одни это делают потихоньку, не подвергая экономику и кошельки граждан резким потрясениям. А другие самозабвенно. Недавно отправленный на пенсию президент Мугабе (президент Зимбабве Роберт Мугабе – прим. редакции «Образования в России»), например, даже установил своеобразный рекорд, выпустив банкноту в триллион долларов (зимбабвийских, конечно). До поры до времени печатный станок позволяет решать вопросы обеспечения жизнедеятельности государства даже в условиях нехватки средств. Но расплата приходит неминуемо, и тогда весь мир, или группы стран или даже отдельно взятые страны проходят через периоды кризисов, которыми государи пользуются для очистки денежных систем от избыточной массы денег. Для этого придуманы различные инструменты: деноминации, изъятие купюр, обмен купюр на новые, введение новой денежной единицы и много чего еще. А потом, через 30 - 40 - 50 лет все повторяется.

Оно и будет повторяться пока кнопка запуска станка находится в руках человека. Кстати, это один из аргументов против киловаттчаса. Электростанции тоже ведь включаются людьми.

История знает попытки разных стран преодолеть этот рок. Снизить зависимость от человека можно, например, использованием иных эквивалентов. Прежде всего, это золото. Оно исторически имеет репутацию ценного и редкого материала. Есть и более ценные, и более полезные, и более редкие материалы, но такова привычка. К тому же золото приятно блестит. Ярким эпизодом в истории стало введение Бреттон-Вудской системы (1944 год), когда валюты 44 стран были жестко привязаны к доллару США, а тот, в свою очередь, - к золоту. Но закончилась война, последовало восстановление разрушенного хозяйства, и жесткие правила опять стали мешать политикам. В начале 70-х система прекратила свое существование, а политики вновь включили свою любимую типографию. Проблема в том, что людям эта деятельность совсем не нравится, поскольку она ведет к обесцениванию денег, доходов и сбережений. Да, золото по-прежнему остается ценным материалом, но если хранить золотые сбережения еще можно, то проводить расчеты с ним весьма проблематично. К тому же, 21-век - век перехода на безналичные расчеты. Рассчитаться с интернет-магазином золотым слитком не получится.

И вот тут появился биткоин, биток, бетховен. Вообще-то он появился не один. Практически одновременно возникли Litecoin, Dogecoin, Peercoin, Namecoin (и еще около 800 криптовалют – прим. редакции «Образование в России»). Целая группа валют одновременно. Один этот факт говорит, что человечество испытывает острую потребность в инструменте, сочетающем в себе качества и валюты, и эквивалента, да еще пригодного для оперативных финансовых операций. Bitcoin отвечает этим требованиям. Более того, он решает еще несколько задач. Он не поддается политическому манипулированию — решения всех сенатов, конгрессов и хуралов вместе взятые не позволят выпустить новую партию валюты. Кстати, одно из названий Биткоина — народная валюта.

Как написано на сайте Биткоина, — это цифровая валюта, протокол и программное обеспечение, которые включают в себя мгновенные транзакции, платежи по всему миру и низкую стоимость обработки транзакций.

Биткоин функционирует без центрального контролирующего органа. Обработка транзакций и эмиссия производятся коллективно, усилиями сети. Причем и программное обеспечение разрабатывается коллективно, как свободный проект с открытым исходным кодом.

В принципах организации сети и алгоритма возникновения новых биткоинов есть, на мой взгляд, два момента, объясняющих интерес людей к этой валюте и рост цены. 1) Количество биткоинов конечно, и добывать их становится все-труднее 2) возникновение биткоинов неподконтрольно человеку и финансовым организациям. Все правительства мира не в состоянии заставить изготовить биткоинов свыше лимитов, установленных математическим алгоритмом. 

Что вам напоминает это описание? Не находите, что очень похоже на золото? Его ведь тоже добывать все сложнее, а количество ограничено.

При этом биткоин почти идеально приспособлен к требованиям цифровой эры. Почти - потому, что работа сети иногда кажется довольно медлительной и требует больших ресурсов и энергозатрат. Зато как всеобщий универсальный эквивалент биткоин прекрасен. Привязать к биткоину более “легкие” в поддержании деньги - дело техники.

Почему он растет? И сколько это будет длиться?

Биткоин де-факто уже завоевал признание в качестве всеобщего эквивалента. Попытки правительств (они очень боятся этого явления) ограничить распространение BTC не срабатывают. Пару месяцев назад Китай ввел запрет на биткоины. Те же самые финансисты со знанием дела говорили тогда, что теперь уж битку точно конец. Тогда он стоил, кажется, около 3000 долларов. Сегодня в 5 раз дороже, и ему по-прежнему безразличны решения того или иного правительства.

Так вот, по некоторым данным последний биткоин будет добыт в 2140 году. Будет их 21 000 000. И это, похоже, будет стоимость всей экономики Земли того времени. Потенциал роста огромен.  

Может ли прекратиться рост? Может. Если люди придумают другой, более удобный инструмент. Вот только не стоит думать, что достаточно назвать денежку криптой, и наступит благоденствие. Объявленная на прошлой неделе в Венесуэле El Petro (готовящаяся к запуску в следующем году национальная криптовалюта Венесуэлы – прим. редакции «Образование в России») конкуренции биткоину не составит. Это просто электронный боливар, который даже проще выпускать, чем бумажный.

Главное качество, подстегивающее доверие к биткоину, - отсутствие человека с кнопкой. К сожалению, население планеты стало доверять машинам больше, чем политикам. И вот это пусть комментируют уже социологи.