Как заинтересовать школьников астрономией?
Для старшеклассников открыли бесплатную Астрофизическую школу
В школьные программы после долгого отсутствия четыре года назад вернулась астрономия. Как к внезапно приехавшему гостю, к ней были не готовы. Иногда этот предмет преподают учителя физики — которым зачастую недоставало актуальных знаний о современном космосе. Но время от времени учителями-астрономами становятся учителя математики и даже английского: ведь в педвузах учителей-предметников не готовят. Откуда взять нужных специалистов и как в таких условиях привить школьникам интерес к звездному предмету? В Фонде “Траектория” решили повышать квалификацию педагогов-астрономов, а для старшеклассников открыли бесплатную Астрофизическую школу. В этом году во время весенних каникул школьники занимались в Звенигородской обсерватории Института астрономии РАН.
Солнечный смех
Как же проходили занятия у школьников, которые захотели стать астрофизиками и астрономами? Подмосковный пансионат “Солнечный”, в котором ребята и жили, и посещали лекции, встретил нас громким детским смехом и шумом. Не так мы представляли усиленную подготовку по физике. Оказывается у учеников астрошколы в этот момент проходило практическое занятие: работая в группах, они искали расстояние между предметами методом параллакса. В общеобразовательных школах такое не изучают, и юные астрофизики должны были «изобрести колесо» заново. Кто-то предложил измерить ширину планки ламината и подсчитать их количество, это и вызвало волну смеха. Совсем ненаучный подход. Смех сменился обсуждением и шуршанием бумаги: пора применять физические и математические формулы.
НеОлимпиада
В этом и отличие школы “Траектория” от олимпиад и летних тематических лагерей. Олимпиады предполагают решение нестандартных задач, но они оторваны от реального мира науки. Школьники загораются идеей, готовятся, решают задания и забывают о них до следующего года. Хорошо, если заняли призовые места, это мотивирует. А если не повезло? Тогда мотивация может быстро угаснуть. Астрофизическая школа поддерживает интерес к науке все три года обучения. В этом ее неоспоримое преимущество.
Как выйти за рамки
В восьмом классе ребята по всей России, которые хотят учиться на астрофизиков, проходят отбор для поступления в АФШ: решают задания по физике и математике, выполняют творческое задание по астрономии и пишут эссе. В этом году из 250 заявок отобрали 45 участников, которые три года будут учиться в астрошколе. Занятия проходят как онлайн, на обучающей платформе, так и офф: дважды в год встречаются и в разных научных институтах или обсерваториях страны изучают физику, математику, английский и программирование. Программа сильно опережает школьную. Чтобы ребята не потерялись в объеме информации им помогают тьюторы, молодые ученые-астрофизики поддерживают школьников практически круглосуточно. Отвечают на вопросы, помогают с выполнением заданий, мотивируют их продолжать научную деятельность. Некоторые из тьюторов это выпускники школы “Траектория”.
“В обычной жизни ученику сложно выйти за рамки школьного обучения. Его круг общения это учитель и коллеги-одноклассники. А мы погружаем его в среду профессионального взаимодействия - тьюторы, преподаватели, ученые. Показываем, как проходит научная коммуникация”, - рассказывает соучредитель фонда “Траектория” Константин Петров.
После обеда школьники знакомятся с потенциальными научными руководителями. За три года обучения они выполнят, как минимум, одну научно-исследовательскую работу под руководством ученых-астрофизиков. И в дальнейшем фонд “Траектория” поощряет своих выпускников - молодых ученых, выплачивает гонорары за публикации в научных изданиях. Помимо “Клуба выпускников” они проводят курсы для молодых ученых, которым рассказывают, как написать грант, составить резюме, выступать на конференциях.
Кто остался?
Изначально в “Солнечный” приехали 45 участников школы, но в первый день один ученик уехал - не его формат. Так как это была первая очная встреча, организаторы пригласят участника из резерва. Но потом уже нельзя будет никого взять на освободившееся место - не успеют за программой. В прошлом наборе из 45 учеников выпустилось 28. Остальные отсеялись: не успевали за программой, сменили увлечения, не подошел формат. Выпускники же поступили в МГУ, МФТИ, МИФИ, РУДН. Сертификат об окончании астрофизической школы не дает никаких преимуществ при поступлении в вузы, но их дают полученные в астрошколе знания.
“Не все становятся астрофизиками, многие выбирают другие специальности. Но в этом и задача школы, чтобы старшеклассники сделали осознанный выбор будущей профессии”, - говорит Антон Бирюков, преподаватель АФШ, астрофизик, к. ф.-м. наук, научный сотрудник Лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ.
Поэтому учредители фонда Михаил Юрик и Константин Петров не любят называть астрофизическую школу профориентационной. Хотя по сути она профориентационная — в науку: как устроена наука, почему наукой заниматься интересно и перспективно.