# Образование

Школьное образование: новые стандарты

Самарский университет и Артек задают новые стандарты школьного образования

В Международном детском центре “Артек” стартовал финал II Всероссийского конкурса “Спутник”, организованного Самарским национальным исследовательским университетом имени академика С.П. Королева.   Конкурс объединяет российских и зарубежных школьников с 5 по 11 класс, увлеченных ракетостроением, авиацией, двигателестроением и робототехникой. Финиширует “Спутник” в Артеке, где в ходе космической смены юные инженеры-исследователи под руководством ученых и преподавателей Самарского университета проводят научные эксперименты.
“Талантливым детям, будущим абитуриентам нужен реальный опыт научных исследований, закрепленный практикой. И мы им такую возможность даём”, - подчеркивает начальник управления по формированию контингента Самарского университета и организатор конкурса Сергей Горяинов.
Для этого вуз модернизировал свои образовательные программы в Артеке и весной 2018 года ввел для школьников средних и старших классов новые задачи. 
“Робототехника и другие инженерные направления молодеют. Если еще 10 и даже пять лет назад старшеклассники и первокурсники, к примеру, не знали о специализированных наборах конструктора роботов, то сейчас этим не удивишь даже младшеклассников”, - поделился доцент кафедры автоматических систем энергетических установок Самарского университета, руководитель лаборатории “Робототехника” в Артеке Владимир Илюхин.
Исходя из концепции практико-ориентированного подхода к детскому техническому творчеству, ученые Самарского университета разработали учебно-методические комплекты по каждому из четырех направлений “Спутника” -  ракетостроению, авиации, робототехнике, двигателестроению и энергетическим установкам. Межвузовская кафедра космических исследований специально для финала конкурса в Крыму разработала учебную модель наноспутника, идентичную космическому аппарату формата CubeSat 2U. После сборки инженерной модели наноспутника участники апрельской космической смены в Артеке проведут автономные испытания бортовых систем космического аппарата при помощи отладочной платы.  Подготовили ученые вуза для юных инженеров и интерактив - имитацию работы Центра управления полетами. Все этапы создания наноспутника позволят школьникам приобрести полноценные инженерные навыки в области космических технологий. В рамках направления “Двигатели и энергетические установки” школьники из заранее подготовленных компонентов соберут малый реактивный двигатель.
Учебная модель наноспутника, идентичная космическому аппарату формата CubeSat 2U
Помимо этого, перед финалистами “Спутника” поставят задачу по сборке и программированию производственной пневматической линии по сортировке конфет, которая будет работать в автоматическом режиме. Необходимые компоненты для этого поставил партнер университета - компания Camozzi.   Навыки в авиастроении ребята получат собирая пять спортивных квадрокоптеров, которые затем поднимут в воздух и в ходе соревнований выяснят, какая из машин эффективнее других. В этом году во время финального этапа “Спутника” в “Артеке” впервые пройдет мероприятие “Просто космос” в рамках нового федерального проекта “Дежурный по планете”. В ходе него финалисты “Спутника” будут рассказывать другим детям о своих изобретениях в формате event-представления. Проект реализуется совместно с малым инновационным предприятием ООО «Аквил».   Для справки Практические навыки по ракетостроению, авиации, робототехнике и двигателестроению воспитанники Артека могут получить в трех лабораториях Самарского университета - "Ракетостроение", "Электроника" и "Робототехника" –  круглогодично работающих в Международном детском центре. Уровень профессиональной компетенции ученых и преподавателей вуза и техническое оснащение лабораторий позволяют заниматься ранней профориентацией и задавать новые инженерные стандарты для школьников.