#EdCrunch2018: Цифровое образование заменит традиционное?

Эксперты из разных стран собрались, чтобы обсудить тренды в образовании

Вчера в Москве открылась одна из крупнейших в Европе конференций в области образовательных технологий – #EdCrunch. В 2018 году главной темой конференции стали «Данные, которые трансформируют мир». В качестве спикеров на нее были приглашены ведущие эксперты в области образования: например, там присутствовали заместитель министра науки и высшего образования и бывший ректор ЮФУ  Марина Боровская, ректор НИУ ВШЭ  Ярослав Кузьминов, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, ректор НИТУ МИСиС  Алевтина Черникова и другие.

Также на #EdCrunch2018 было приглашено много иностранных спикеров, в числе которых – генеральный директор Coursera  Джеф Маджионкалда, гендиректор Института онлайн-образования EdPlus Аризонского госуниверситета Филип Реджир, вице-президент по образованию Microsoft  Энтони Сальсито и так далее. Все они делились опытом на соответствующих треках конференции, которых, кстати, было 6. Обсуждение велось по темам «Дети и технологии», «Цифровая школа», «Цифровой университет», «Технологии в корпоративном обучении», «EdTech-стартапы».

Со многими спикерами можно было пообщаться лично, встретив их в коридоре. Например, с Куном Тиммерсом, бельгийским учителем и финалистом конкурса Global Teacher Prize 2017 и 2018 годов, мы столкнулись в очереди за кофе.

На конференции обсуждались новые форматы в образовании, которые неизбежно включают в себя цифровые технологии. Выпив кофе, тот же Кун Тиммерс рассказал о роли социальных сетей в жизни современного бельгийского учителя.

Много разговоров велось об онлайн-курсах, которые сегодня активно интегрируют в высшее образование. Одним из лидеров создания таких курсов в России является НИУ ВШЭ, ректор которой на одной из бесед форума отметил, что совсем скоро онлайн-формат полностью заменит традиционные лекции.

–  Мы решили, что в ближайшие два года мы выйдем на замещение абсолютно всех лекций онлайн-курсами. То есть, каждый профессор «Вышки» запишет и будет поддерживать онлайн-курс, а лекционные занятия в классической форме мы отменим, потому что коэффициент полезного действия – даже в «Вышке», где исследователи на 90% – низкий – отметил Ярослав Кузьминов. 

Иностранные спикеры тоже делились опытом успешного внедрения онлайн-курсов в образовательную среду своей страны. Так, генеральный директор Института онлайн-образования EdPlus Аризонского госуниверситета Филип Реджир рассказал о том, что для того, чтобы обеспечить очным высшим образованием всех нуждающихся, необходимо в течение 15 лет каждую неделю строить по одному университету размером с Аризонский. И если с инженерной точки зрения это еще может быть возможно, то с комплектацией профессорского состава неизбежно возникнут проблемы. Именно этим он объяснил все возрастающую популярность онлайн-курсов, которые могут пройти все, кто в этом заинтересован.

Также он отметил, что, по статистике, собранной EdPlus, 74% студентов онлайн-курсов хотя бы по одному параметру отклоняются от стереотипного образа студента. Таким параметром может быть возраст, наличие детей, уровень образования и так далее. Это означает, что все больше людей из разных социальных категорий могут и хотят совершенствовать свои знания.

В США онлайн-образование занимает более прочную позицию на рынке образовательных услуг. Тут спокойно можно получить бакалаврскую степень удаленно – работодатели относятся к этому без лишних подозрений. Разумеется, онлайн-обучение в Штатах имеет свою специфику:

–  Ни один институт не может обеспечивать все свои потребности в одиночку. Мы работаем с сотнями компаний, которые делают свои онлайн-курсы. Еще одна важная вещь, которую я хочу отметить, – у нас есть партнерские отношения с другими институтами: с Королевским колледжем Лондона, с Университетом Нового Южного Уэльса. Цель такого сотрудничества – продвинуть то, что мы можем сделать как свободный университет, добавить масштаб диджитал-технологиям в образовании – отметил Филип Реджир.

На других треках затрагивались темы blended learning, интернета вещей, адаптивных систем обучения, дошкольного образования, BigData и другие.

На втором дне конференции будут много говорить про цифровизацию дошкольного, школьного и высшего образования, рынок корпоративного обучения, нейротехнологии в образовании и так далее. Главной темой дня станет проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» –  по нему состоится несколько панельных дискуссий, мастер-классов, пленарных сессий. Подробности можно узнать в программе мероприятия.