Год театра в России еще не успел стартовать, а события в музыкальном мире уже будоражат общественность. Британская газета The Times объявила скорую премьеру на сцене петербургского Мариинского театра пока безымянного балета на музыку легендарной группы «The Rolling Stones».
Автор идеи, хореограф и исполнительница главной партии – Мелани Хамрик (балерина American Ballet Theatre). Музыкальную партитуру балета курирует лично Мик Джаггер. Музыкант всячески поддерживает начинания возлюбленной, с которой воспитывает общего сына (напомним, что это 8-й ребенок лидера «The Rolling Stones»). По словам представителя Джаггера, в балет уже вошли композиции «You Can’t Always Get What You Want», «Paint It Black» и «She’s a Rainbow». Предполагается, что после премьеры в России спектакль будет представлен на сцене Линкольн–центра в Нью-Йорке.
Мелани Хэмрик — талантливая балерина с богатым классическим репертуаром, воспитанная русскими педагогами. Танцовщица была стипендиатом Академии балета в Вашингтоне (округ Колумбия), где три года училась у Аллы Сизовой — блистательной балерины Кировского театра. С 2004 года Хэмрик работает в American Ballet Theatre, исполняя ведущие партии в репертуарных постановках.
В предвкушении премьерных показов балета на композиции легендарной «The Rolling Stones» вспомним несколько исторически значимых постановок, где вдохновением для хореографа служила рок-музыка.
В 1967 году американская компания Joffrey Ballet представила широкой публике первый мультимедийный балет «Astarte» на музыку психоделической рок-группы «Chrome Syrcus».
В 1970 году Ролан Пети обратился к музыкантам «Pink Floyd» с просьбой стать соавторами балета по роману Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». В 1977 году появилось предпремьерное видео репетиции «Pink Floyd Ballet» с наложенной аудиодорожкой (специфика балетного жанра лишала музыкантов возможности импровизировать).
В 1978 году во Франции американский хореограф Твайла Тарп поставил балет на музыку из альбома группы «The Beach Boys». «Little Deuce Coupe» – первый хореографический кроссовер, где классический танец сливается с социальными уличными направлениями, а вместо декораций красуются запретные по тем временам граффити. К слову, именно Твайла Тарп — автор проникновенного танца Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого в фильме «Белые ночи».
В 1993 году ранее упомянутая компания Joffrey Ballet презентует спектакль на песни Принса. Балет «Billboards» интересен и авторской редакцией певцом собственного хита «Thunder».
Музыка легендарной групп «Queen» также не осталась в стороне. В 1997 году Морис Бежар поставил «Ballet for Life» с костюмами от Versace. Хореограф посвятил свой маленький шедевр двум гениям – Фредди Меркьюри и солисту своей труппы Хорхе Донну, которые умерли в возрасте 45 лет.
В 2003 году 84-летний Мерс Каннингем представил спектакль под живой аккомпанемент рок групп «Radiohead» и «Sigur Ros».
В 2005 году к музыке «Radiohead» обратился хореограф Эдвард Клю. Он представил свою версию «Ромео и Джульетты» с неоклассической хореографией и песнями из альбомов «OK Computer» и «Kid A».
Молодой талантливый танцовщик и хореограф Марко Гёке с ранних постановок обращался к рок-музыке. Его балеты шли в сопровождении композиций «Nirvana», «Garbage», «Placebo», Патти Смитт, Джими Хендрикса, Боба Дилана, Лу Рида, Чета Бейкера и многих других.
Истинный рок-балет создал американский хореограф Дуайт Роден на музыку группы «Metallica», а свою последнюю работу для труппы Complexions «Star Dust» посвятил Дэвиду Боуи.
В разное время к рок-музыке обращался живой классик отечественной хореографии Борис Эйфман. В 1992 году состоялась премьера «Иллюзии» на музыку К. Пети и «Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина, в 1998 году зрители увидели легендарный балет «Мой Иерусалим», который включал техно-музыку групп «Wanfried», «Future Sound of London», «Reload» и других.
Как показывает история, рок-музыка в хореографии имеет место быть, и хочется верить, что композиции Мика Джаггера станут украшением современного балетного театра.
Примечательно, что премьера состоится в текущем году, аккурат к 30-летнему юбилею включения «The Rolling Stones» в Зал славы Рок-н-Ролла. На данный момент в афише нет даже намека на громкую премьеру. Возможно, для нее отведены даты 21 и 22 марта, обозначенные как «Вечер американской хореографии» в рамках XVIII Международного фестиваля «Мариинский».