Sacré. Вечер Сергея Полунина

У скандального танцовщика новая концертная программа. Почему её стоит увидеть?

https://znaj.ua/ru/

В отечественном балетном театре знаковое событие: гастрольный тур Сергея Полунина. Танцовщик и актер, чье имя в последнее время не исчезает из сводок новостей, путешествует по России с программой одноактных балетов. «Кардиограмма» судьбы артиста детально раскрыта в фильме «Dancer» (режиссер Стивен Кантор, 2016).

Профессионализм Полунина–танцовщика подкреплен разнообразием виртуозных партий в балетах Кеннета Макмиллана, Фредерика Аштона, Ролана Пети, Джерома Роббинса и многих других выдающихся мастеров.

Полунин–актер покорил мировой кинематограф. Его эпизодическое появление не осталось незамеченным как в картинах «Убийство в Восточном экспрессе» (режиссер Кеннет Брана, 2017), «Красный воробей» (режиссер Френсис Лоуренс, 2018), так и в ленте о судьбе Рудольфа Нуреева «Белая ворона» (режиссер Рэйф Файнс, 2018). Последняя скоро появится в российском прокате, и зрители увидят Полунина в образе премьера Кировского театра 1960–1970-х годов Юрия Соловьева.

Широкую популярность принесли Полунину и съемки в клипах Hozier «Take Me To Church» (2015), «Movement» (2019). 

Танцовщик и актер Полунин полюбился и мировой индустрии моды. В текущем году он в дуэте с актрисой и моделью Летицией Каста был удостоен чести стать украшением знаменитого календаря Pirelli. Кроме того, в Модном доме Diorв Майями видео с участием Сергея Полунина – визуальная часть оформления бутика. В скором времени он будет известен и как меценат: в текущем году начинает работу благотворительный фонд Polunin Project, основная цель которого – оказание поддержки талантливым артистам и хореографам.Мировая известность танцовщика обеспечила успех и его турне, аншлаги в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Красноярске подтверждаются выкупленными еще в первые дни продаж билетами.

В программе, представленной российской публике, два одноактных балета: «Фальшивая улыбка» видного английского хореографа Росса Фредди Рея и «Sacré» японской танцовщицы и балетмейстера Юко Оиши. В обеих постановках Сергей Полунин интересен и как персонаж, и как профессиональный танцовщик. Его образ гармонично интегрирован хореографами в драматургическую канву, что позволяет увидеть трагическую сторону личности артиста. Перед просмотром зрителю следует абстрагироваться от внешнего облика исполнителя, не заострять внимания на многочисленных татуировках, отказаться от препарирования высказываний и интервью Полунина. Единственное, что должно волновать человека, пришедшего в театр – танец.

 «Фальшивая улыбка» Росса Фредди Рея, на музыку польского инструментального ансамбля Kroke, заявлена как размышление на тему искушения человека, его поступков, влияния на него сил извне. Несмотря на сформулированную в программе фабулу чувствовалась аллюзия на «Петрушку». Трагический персонаж–маска – индивидуум, гонимый и порицаемый социумом (в спектакле задействованы артисты балета из разных театров мира). Страдания героя, окруженного агрессивной толпой, усугубляются с «уходом» возлюбленной. Противопоставление грубости и нежности в действиях и возвышенного и низкого в помыслах можно трактовать по-разному: например, как «мысли, что роятся в голове», согласно цитате хореографа, или же увидеть за всем этим самого танцовщика.

Полунин востребован, но одинок, его порицает общество за высказывания, внешность, он талантлив и находится в состоянии борьбы то с самим собой, то с обществом. В контексте хореографического спектакля, полу-мимического, местами нарочито театрального, танцовщик, словно обнаженный нерв, импульсивен, сломлен тщетной попыткой соответствовать напористой толпе.

Фото: https://kherson.net.ua/

Хореография Росса Фредди Рея эклектична, тут элементы джаза с неожиданными классическими pas перемежаются с неоправданными жестами открывания невидимых дверей. Но все искупает музыка, в которой переплетаются клезмер и сефарадские мотивы, что придает в итоге современное звучание еврейской мелодии. Вероятно, постановка оставила бы иное впечатление, не будь в ней Сергея Полунина с его нетривиальной судьбой, перипетии которой невольно находят отголосок в танце.

Постановка «Sacré» на музыку Игоря Стравинского принадлежит японской танцовщице и хореографу Юко Оиши. В основе хореографического повествования судьба Вацлава Нижинского. Пластический монолог Сергея Полунина полон эмоциональных всплесков, насыщен цитатами из ключевых партий Нижинского. Узнаваемы отсылки к «Послеполуденному отдыху Фавна», «Видению розы» и трагическим событиям – Первой мировой войне. По периметру сцены – круг из вороха осенних листьев, а под ним, словно аорта, алый канат: такова метафора цикличности земного бытия, некой предопределенности. В спектакле Оиши нет единства пластической лексики, здесь главенствуют эмоции, настроение, продиктованное судьбой Нижинского и музыкой «Весны священной».

Роднит постановки ключевая идея борьбы человека с самим собой и нежелание соответствовать безликой массе. Каждый из балетмейстеров ориентировался на индивидуальность Сергея Полунина, его темперамент, хорошую физическую форму и актерский потенциал.

Сегодня Сергей Полунин – гастролирующий танцовщик, которого можно увидеть с программой упомянутых одноактных балетов в феврале–марте, а также в новом спектакле, премьера которого, благодаря корпорации PMI, уже намечена на октябрь месяц. И вновь 13 числа, и вновь в Санкт-Петербурге. Программу «Satori» Сергея Полунина создали режиссер Габриэль Марсель дель Веккио («Цирк дю Солей»), композитор Лоренц Дэнжел (автор музыки к блокбастерам «Помпеи» и «Последние дни на Марсе») и Дэвид Лашапель (режиссер клипа Hozier «Take Me To Church»).