Три пути на Голгофу Рудольфа Нуреева

К 80-летию со дня рождения артиста

Двадцатый век породил плеяду талантливых людей, за чьими судьбами тянется шлейф таинственности, создающий образы неправдоподобно кинематографические. Один из них Рудольф Нуреев, с годами ставший почти уже мифическим героем прошлого. Танцовщик, балетмейстер, дирижер, он эпатировал публику, будоражил сознание обывателей дерзкими поступками, заслужив тем самым еще при жизни статус легенды.

Рудольф Нуреев торопился жить, стремился к свободе во всем, и за необузданность, заложенную на генном уровне, вызывал исключительно яркие эмоции, ненависть или восхищение, никогда не оставляя аудиторию равнодушной. Его образ, противоречивый и своенравный, по сей день будоражит сознание многих режиссеров.

Как и положено личности с мировой популярностью история жизни Нуреева известна по многочисленным документальным фильмам, воспоминаниям современников, связана со многими скандалами. Спустя четверть века после смерти вновь имя танцовщика оказалось в эпицентре внимания, в связи с постановкой биографического балета в Большом театре. К тому же на протяжении последних лет судьба Нуреева все больше привлекает молодое поколение, активно обсуждающее в сети Internet появление в России актера и режиссера Рэйфа Файнса. Один из самых известных артистов Великобритании, к слову, прямой родственник Его Королевского Высочества принца Уэльского (Чарльза), завершает съемки биографической ленты о Рудольфе Нурееве. Файнс в собственной картине сыграл небольшую, но знаковую роль – русского педагога. В поисках достоверных источников информации в архивах, опросах еще живых свидетелей танцующего Нуреева на сцене Кировского театра, ради всего, что способствует погружению в мир персонажа, Рэйф Файнс регулярно продолжает посещать Петербург.

Рудольф Нуреев говорил, что его собственная жизнь – три пути на Голгофу: танец, постановочная работа и дирижирование. Он стремился достигнуть совершенства во всем, не взирая на острую критику, угрозы со стороны властей и отсутствие союзников.

Танец – определивший судьбу вектор, единственная страсть артиста, его источник силы и вдохновения. Оставляя «за кадром» известные факты биографии, отметая излишние подробности личной жизни, обозначим черты характера, способствующие реализации трех, тесно связанных между собой направлений творческой деятельности Нуреева.

Он родился 17 марта 1938 года в поезде, мчащимся во Владивосток. Единственный мальчик в семье, надежда сурового отца на продолжение военной династии. Юный своенравный Нуреев воспротивился родительской воле, сознательно избрав путь танцовщика. Эгоистичный поступок экспрессивного подростка приводит в Ленинград. Легендарное Хореографическое училище встречает 17-летнего «необузданного татарина» без энтузиазма: его принимают в виде исключения. В свои годы Нуреев значительно отстает от сверстников. Юноше, едва начинающему познавать азы классического танца, приходится терпеть обиды и унижения от учеников и педагогов. Добровольно Нуреев изъявляет желание перевестись к легендарному Александру Пушкину. Впоследствии в одном из интервью танцовщик скажет, что выбор был сделан в пользу учителя, в классе которого не унижали, не оказывали морального давления и вдохновляли. Феноменальная работоспособность и целеустремленность позволит Нурееву добиться высоких результатов. Спустя три года, в 1958 году его отправляют на смотр в Москву, где впервые зрители аплодируют его исполнению, критика отмечает яркую индивидуальность и необычайную динамику танца.

Нуреев никогда не останавливался на достигнутом и, не замечая препятствий, добивался поставленной цели. Уже через год после окончания училища он танцует сольные партии на прославленной сцене Кировского театра. Не желая подчиняться системе, протестует против классического мужского костюма. Однажды Нуреев задержит на целый час антракт, порываясь выйти во втором акте балета «Жизель» в одном трико. Дерзость молодого танцовщика одерживает верх, вызывая острую критику коллег и негодование зрителей.

Первые гастроли в Париже в 1961 году – знаковый момент в судьбе Нуреева. Современники не могут до сих пор сойтись в едином мнении, гадая, был ли продуман этот шаг или же танцовщик совершил очередной импульсивный поступок, поддавшись влиянию эмоций, будучи в поиске выхода из сложившейся ситуации. Как бы там ни было в аэропорту Ле Бурже Нуреев с 50 франками в кармане начал отсчет нового этапа жизни.

Неудержимый кочевник, безрассудно стремящийся наверстать упущенное уже осенью танцует на сцене Гранд Опера. В последующие годы, обретя свободу и мировую славу, он по-прежнему будет жадно хвататься за жизнь. Новые роли и контракты, покорение великих мировых сцен, лучшие партнерши и балетмейстеры. Для сравнения, в Ленинграде у Нуреева было 3 выхода на сцену в месяц, в первый год работы на Западе – 16–18. Без устали, вдохновленный любовью публики, востребованностью и свободой, он перемещается по всему миру, сменяя по несколько раз в неделю сцены Парижа, Нью-Йорка, Токио.

Рудольф Нуреев с детства испытывал нужду во всем, начиная от финансового достатка и заканчивая вниманием родных. За несколько лет он стал одним из самых богатых людей мира, что позволило ему покупать произведения искусства, достойные Лувра, любовь окружающих, которые отныне стали называть себя его друзьями.

Танец – смысл жизни Нуреева – перерос в не менее страстное желание создавать свои балеты. Он переносит несколько классических постановок, перестраивая хореографический текст под себя. В новой стихии Нуреев чувствует свободу и может творить без границ и запретов. В частых разговорах о Нурееве–балетмейстере забывают упомянуть главное его достижение. Памятуя о начале своего пути и тех трудностях, которые самому пришлось преодолеть, новоиспеченный постановщик дает дорогу молодым. Он в очередной раз рушит каноны: при виде талантливого, неопытного артиста, он ставит соло, отдает главные партии.

С 1980-х годов Рудольф Нуреев законодатель мировой балетной моды. Ему подражают во всем, от внешнего вида до популяризации классических русских балетов. Его дерзкий поступок в Ленинграде, когда он вышел в одном трико на сцену, становится мировой тенденцией, больше танцовщики не стесняются своего тела.

Стремительный взлет, мировая известность – результат ежедневного многочасового труда артиста. В закрытом от посторонних глаз зале он работал на износ, совершенствуя технику, развивая прыжок. В годы болезни, когда силы покидали его и уже не было возможности танцевать как прежде, Нуреев не сдался. Вопреки уговорам друзей, врачей и здравому смыслу, танцовщик и балетмейстер встал за дирижерский пульт. Для Нуреева проститься со сценой значило проститься с жизнью.

Страна, из которой Нуреев бежал, заочно осудила его на 7 лет с конфискацией имущества. Пострадали родственники и друзья, как обоюдно виновные. Прошли годы, и в 1989 году он вернется в Ленинград и в последний раз выйдет на сцену Кировского театра. Нуреев стал героем, к которому потянулась вереница артистов, критиков, ранее отрекшихся от него. Триумфальное возвращение было омрачено уже прогрессирующей болезнью. Вернувшись в Париж, Нуреев прекратил выступления как танцовщик, больше ставил, по мере сил дирижировал. В 1993 году его не стало.

Сегодня многие задаются вопросом, в чем причина популярности артиста с несколько угловатой несовершенной техникой. Современники вспоминают его безудержную энергию, животную страсть в танце, индивидуальность, характер, свойственный лишь ему. Будучи человеком целеустремленным, страстно рвущимся к намеченной цели, Нуреев под маской негодования и презрения к окружающей действительности, зачастую скрывал одиночество и страх быть униженным. С детства не понятый, подвергающийся резкой критике и нападкам, он добился уважения и признания. Нищета, сопровождающая его с ранних лет, обернулась неистовым коллекционированием предметов искусства, одиночество – стремлением завладеть миром. Нуреев купил остров, на котором мечтал открыть собственную академию танца. Пожалуй, это самое яркое свидетельство попытки создать иной мир, подвластный законам искусства, лишенный человеческого лицемерия.

В 2018 году Рудольфу Нурееву могло бы исполниться 80 лет. Его жизнь пронеслась как комета по небосклону мирового балетного мира. Сегодня он –легенда, к сожалению, овеянная больше скандальной славой, чем достойный символ нечеловеческого трудолюбия и целеустремленности.