Могут ли городские сообщества перейти границы университетских кампусов?

Рассказываем об исследовании МГПУ

МГПУ

Кампусы университетов с одной стороны часть городского ландшафта, с другой – часть закрытого от общества вуза. Как в тесной дружбе объединить город со студгородками, а городские сообщества с университетскими – выясняли ученые НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, заведующая лабораторией Елена Иванова, научный сотрудник Екатерина Барсукова и ведущий научный сотрудник Елизавета Маякова, в своей работе «Исследование потребностей городских сообществ и возможностей взаимодействия кампусов университета с ними».

Предметом исследования стали неформальные городские объединения, которые возникают по общим интересам и территориальному принципу: сообщество мам ВДНХ, группа бегунов района Измайлово или садоводов из Ростокина. Руководитель научной работы, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова отметила, что стихийные и самодостаточные объединения постепенно становятся движущей силой и неотъемлемой частью городской среды. У них появляется потребность в коммуникации с городской инфраструктурой: снять зал для встречи, провести тренинг со специалистом, получить консультацию по интересующей тематике, подключить волонтеров к мероприятию.

В свою очередь у самих вузов есть потребность выходить во внешнюю среду. Студентам нужен материал для исследований и место для прохождения практики, многие готовы заниматься волонтерством. Преподаватели ведут научную деятельность и имеют компетенции в разных областях, которыми могут делиться. Инфраструктура – спортзалы, библиотеки, коворкинги – «заточена» под большие аудитории.

Так почему бы двум этим вселенным не найти точки соприкосновения? Очевидно, что сотрудничество может быть взаимовыгодным.

Западные студгородки

Идея кампуса как «города в городе» не нова. За рубежом университетская территория – это полноценный студенческий городок. Студенты в кампусе могут перекусить, посидеть с книгой, потусить с друзьями. При этом студгородки открыты. Так, в Кембридже на территорию пройти может любой. Там проводят экскурсии по зданиям, показывают архитектуру, рассказывают про историю. Можно купить мороженое и кофе в студенческой столовой, почитать книгу в библиотеке. 

А в Вашингтонском университете (Сиэтл, США) архитекторы решили наполнить новые здания кампуса коммерческими функциями. На цокольных этажах работают кафе, ресторан, оздоровительный центр и конференц-зал, открытые как для жильцов общежитий, так и для горожан. Здесь же решаются и вопросы комфортной городской среды – в расположенных рядом общественных пространствах спроектирован карманный парк и сквозной двор одного из зданий.

Кроме того, западные университеты четко нацелены на выполнение так называемой «третьей миссии» – социальной функции наряду с обучением студентов и научно-исследовательской деятельностью. Количество контактов с городской средой, городские коллаборации и взаимодействие студентов с городом становятся критерием эффективности преподавательской деятельности, наряду с ведением исследовательской работы и написанием статей.  

В России такие случаи пока нельзя назвать системными

Один из камней преткновения – регламент безопасности – вуз, как образовательная организация, должен его выполнять. На входе в здания – контроль, вход по паспорту. 

Еще одним фактором, который притормозил уже наладившиеся было связи с городской средой, стал COVID-19. Так, в корпусе МГПУ на Садовой-Самотечной, 8 открыли кафе, в которое был вход как из самого университета, так и с улицы. Горожане с удовольствием заходили посидеть в кафе, благо, ассортимент был достойным и ориентированным на здоровое питание. Место стало популярным у офисных работников и обычных прохожих – в тех краях не так много заведений, где можно быстро и недорого поесть. К тому же, в кафе был приятный и современный интерьер, появились свои завсегдатаи. Но во время пандемии заведение закрылось, и пока неизвестно, сможет ли возобновить работу. Хотя спрос явно есть.