Алексей Каспржак

Молодой, амбициозный и целеустремленный директор "Артека"

Алексей Каспржак - генеральный директор МДЦ "Артек"

С 2014 года Алексей Каспржак назначен новым директором МДЦ «Артек». Его личность нас заинтересовала тем, что с самого молодого возраста ему удалось добиться больших высот в своей карьере. Именно такие люди всегда вдохновляют молодежь. «Артек» уже несколько лет стремительно развивается под пристальным контролем нового директора. За последние пару лет международный детский центр вышел на новый уровень и стал еще популярнее среди подростков.

Молодежному порталу «Образование в России» удалось лично пообщаться с «отцом» знаменитого детского лагеря «Артек» и узнать подробнее о том, как протекает работа в этом знаменитом центре.


Знаменитая фраза из фильма «Дети – хозяева лагеря» актуальна для «Артека»? Если на слово «хозяин» посмотреть с той точки зрения, что ребенок - определяющий элемент в жизни лагеря?

Алексей Каспржак: Безусловно, в «Артеке» главный – ребенок, он полноправный хозяин, все в лагере создано для него. Дети сами для себя выбирают программы обучения, творческие студии, даже меню. А наша задача - обеспечить возможность такого выбора. Мы пытаемся разговаривать с детьми на их языке, в их системе координат. Я считаю, что традиция доминирования взрослых над детьми не очень полезна ребенку. Мне кажется, это базовая ошибка, потому что если человека 11 школьных лет подавлять, неважно чем, даже очень благими намерениями, то из него никогда творец не получится. А нам принципиально важно, чтобы из «Артека» уезжали дети, которые уверены в своих силах, готовы творить.

Как вы строите отношения с детьми? В чем особенность?

Алексей Каспржак: Все просто. В «Артеке» все обращаются друг к другу по имени и на «ты». И я в последнее время прошу на общеартековских мероприятиях называть меня по имени. Ведь если мы детей называем по имени, значит, и взрослых так же следует называть. При этом, мы стараемся строить с ними отношения на «Вы». Мы учитываем их интересы, объясняя нашу позицию по каким-то вопросам, приучаем их к ответственности за принятые решения. По сути, как со взрослым, как с равными. Более того, с точки зрения общей идеи надо понимать, что они-то лучше нас.



Психолог - вторая профессия руководителя Артека? Понятно, что нужно обладать и определенными навыками, и определенными внутренними качествами для того, чтобы работать с детьми.

А.К.: Мне как директору?

Да. Это как некое профессиональное занятие или это призвание?

Алексей Каспржак: А стоит ли профессионализм противопоставлять призванию? Несмотря на то, что я родился в семье, где все учителя, причем несколько поколений, я считаю, что крайне важно очень четко понимать цели, иметь определенный план работы, а главное - опыт. Потому, скорее, профессионализм для меня важнее. Например, я бы не хотел быть пациентом доктора, призванием которого является врачевание, но при этом есть вопросы к его профессионализму. Мы в «Артеке» занимаемся примерно тем же, и риски не меньше.

Артек еще с советских времен называли лагерем для детей элиты. Сейчас здесь отдыхают дети из очень разных слоев населения, как они уживаются вместе?

Алексей Каспржак: Был случай, когда на финальной массовке ко мне подошла девочка и сказала «спасибо». Такое, кстати, часто случается. И я спрашиваю: «За что»? Она мне сказала, что «Артек» стал единственным местом, в котором к ней относились, как ко всем детям. Девочка оказалась дочкой какого-то влиятельного человека. Было понятно, что раньше она испытывала к себе какое-то специальное отношение.

Иными словами, в «Артеке» эффективно работает механизм «социального перемешивания», который стирает все социальные различия. Способствует этому и новая система распределения путевок, которая сделала «Артек» доступнее для разных детей. Мы внедрили процедуру и уже год ее обкатываем, которая не предполагает возможности субъективных решений о путевках в пользу тех или иных групп детей. Это автоматизированная информационная система. Ребенок создает на портале «Артека» (artek.org) личный профиль и выкладывает свое портфолио ‒ наиболее значимые свои достижения. Рассчитывается балл всего портфолио. Затем в режиме реального времени на основании этих баллов происходит автоматический расчет личного рейтинга кандидата и формирование списка кандидатов на поощрение путевками. Таким образом, ребенок попадает в «Артек» только за достижения. Самое интересное – что даже платные путевки в «Артек» тоже распределяются по рейтингу достижений.

За три года все уже поняли, что ребенку будет комфортно в «Артеке», если он расскажет в лагере, за ЧТО он сюда приехал. И он будет здесь белой вороной, если он скажет, что он приехал сюда потому, что у папы есть деньги. Мне кажется, принципиально важно, чтобы в образовании были институты, убеждающие ребенка в том, что его стремление учиться окупится в дальнейшем успехами в его работе и жизни. «Артек» - такой институт.



 Каким образом формируется образ лагеря?

Алексей Каспржак: Конечно, проверенные временем традиции. Дело в том, что подняться на Аю-Даг – значит, увидеть «Артек» с высоты. А проплыть между Адаларами, значит, увидеть «Артек» с моря. В любой из этих точек ты видишь весь этот город под названием «Артек», ты видишь бренды «Артек» из любой точки, и ты к этому привыкаешь. У нас очень сложная задача – за 21 день нам надо по-настоящему «прописать» ребенка в «Артеке». Инструмент такой неформальной прописки, к примеру, музыкальное сопровождение – оно у нас и историческое, и современное. Обязательно в 12 часов дня раздаются звуки горна. Хочу сказать, что образ Артека - это уважительное отношения к ребенку в лагере, удобная инфраструктура, интересные обучающие программы, увлекательный досуг. Всё это и есть образ современного Артека.

В будущем он будет помнить, отношение, которое он почувствовал здесь, общение с друзьями и наставниками, память о моменте, в котором он был успешен, даже преодолевая преграды. Мне кажется, как-то так.

Те традиции, которые вы перечислили, это некое напоминание пионерского прошлого? Либо это все же некий сформированный дух общности под названием «артековец»?

Алексей Каспржак: Я ничего плохого про пионерию сказать не могу, потому что она была частью системы, в которой жила вся страна. Но в «Артеке» было и есть нечто большее. Изучая историю Артека, мы с интересом обнаружили, что идеология лагеря начала формироваться в 25 году прошлого столетия, выражалась она в том, чтобы сконцентрироваться на ребенке, на его личном достижении, на его месте в обществе, на его свободе, на праве выбора - не просто вседозволенности, а праве выбора - и эта идеология здесь сильно укоренилась. Поэтому «Артек» в некотором смысле - детский общественный институт, и ему нужно помогать.



Можно ли называть Артек - местом согласия? И как часто бывают споры и столкновение интересов?

Алексей Каспржак: Конечно, это место согласия, потому что здесь всегда находится решение. Но, как и в обществе, до момента решения есть разные мнения, есть возможность отказаться, что очень важно, но в целом после принятия решения – это уже общее дело, которым занимаются все. Как и в жизни. Это решение тех проблем, с которыми сегодня сталкиваются взрослые: национальные, политические, международные, отношение к каким-то историческим событиям - мы все здесь обсуждаем. Я повторюсь, дети лучше, чем взрослые, они выше условностей и штампов, которые свойственны людям взрослым. Но спорят ребята по многим вопросам, иногда по очень принципиальным, по которым взрослые иногда не спорят в силу обстоятельств.

С каким настроением на работу ходите?

А.К.: С отличным, гениальным. Я на ней живу, поэтому очень сложно сказать, когда я прихожу и ухожу. Просыпаюсь я с желанием идти на работу. Если даже тебя что-то расстроило, то находясь на территории, внутри, в процессе, это очень хорошее лекарство.

Лето, «Артек», юность. Что можно еще добавить к этим словам?

А.К.: Лето, «Артек», юность? Это не только лето, в «Артеке» хорошо круглый год, так же, как и в Крыму, кстати. Так что к вашей формуле добавить можно осень, зиму и весну.

Молодежный портал "Образование в России" благодарит Вас за интересное интервью. Удачи!