Олег Дашкевич

Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council

О проблемах оценивания спортивного бального танца на примере секвея

Бальные танцы – самый зрелищный вид «артистического спорта», в котором сочетаются художественная образность, эмоциональное содержание музыки, выразительность и пластика танцовщиков. Благодаря популярным телевизионным шоу сегодня даже обыватель знает, что в спортивных бальных танцах есть две программы: европейская (танго, медленный вальс, венский вальс, фокстрот, слоуфокс) и латиноамериканская (ча-ча-ча, самба, джайв и пасодобль). Современные тенденции сказались на развитии конкурсных программ: увеличилась скорость, динамика, амплитуда движений, значительно вырос уровень сложности исполняемой хореографии, что повлекло совершенствование физической и технической подготовки спортсменов. В программу соревнований вошли новые дисциплины, в том числе латиноамериканский и европейский секвей.

Веяния времени наложили отпечаток на развитие танца, следовательно, повлекли за собой изменения в системе судейства. Об особенностях оценивания спортивного бального танца на примере дициплины секвей нам рассказал Олег Дашкевич, Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council; руководитель и главный тренер танцевального спортивного клуба «ДансПро» и «АртДанс». Беседовал с ним Роман Лажинский – Чемпион Санкт-Петербурга по Европейским бальным танцам среди молодёжи, победитель Международных конкурсов.


Роман Лажинский: Олег Сергеевич, что такое секвей в современном понимании?


Олег Дашкевич: Секвей – это произвольная хореографическая композиция, основанная на лексике спортивного бального танца, которая больше напоминает шоу, нежели соревнования. Постановка включает в себя сразу несколько танцев выбранной программы с применением поддержек и многих других хореографических приемов.


Р.Л.:  Что требуется от танцовщиков и как оценивается техника?


О.Д.: От спортсменов, выступающих в выбранной категории требуется высочайший уровень технического и исполнительского мастерства в спортивных и классических стилях бальных танцев. Участники шоу – это, в первую очередь, танцоры многие годы, выступавшие в массовом спорте, имеющие большие титулы и звания.


Р.Л.:  Имеются ли ограничения для пар, которые переходят в секвей?


О.Д.: Да, спортсмены, переходящие в секвей, выходят из рамок строго ограниченного регламента массового спорта, обретают свободу в использовании фигур и классовому мастерству, нет ограничений по костюмам и поддержкам, есть свобода самовыражения, что приводит к потере танца в шоу-программе. Пары начинают показывать свободную хореографию, использовать технически сложные поддержки. Применяют все больше и чаще нестандартных позиций. В их постановках главную роль занимают чувственность и эмоции. Исчезает главный параметр этого вида спорта – основа бального танца.


Р.Л.:  Чего не хватает спортсменам в танце?


О.Д.: Многим парам не хватает характерных движений для европейской или латиноамериканской программы, характерных движений выбранных танцев. Они все больше заменяются свободной пластикой. Наблюдается «бесполое» исполнение. Становиться неясно, где партнер, а где партнерша, исчезает характер и образность. Ведь мужское и женское начало - это основная составляющая бальных танцев.


Р.Л.:  Какие еще проблемы Вы можете отметить?


О.Д.: Одна из главных проблем - когда многие пары высокого уровня мастерства, обладающие титулами и регалиями, имея высокую техническую и исполнительскую подготовку, просто перекладывают свои конкурсные вариации, с которыми они выступали на различных международных соревнованиях, на любимую или понравившуюся музыку, внося незначительные изменения и вкрапления в хореографию, которые необходимы для соблюдения правил композиции.

В этой ситуации пара забывает о сюжетной составляющей номера. О раскрытии художественного образа. О раскрытии своей постановочной и драматургической идеи. И здесь теряется потенциал шоу и главные аспекты и составляющие этой дисциплины.

Еще одной проблемой становится музыкальное сопровождение. Пары используют музыку, которая им очень нравится, и они получают удовольствие от исполнения под нее. Возможно, зрителю она даже знакома, но теряется восприятие номера, теряется сюжетная линия и исчезает художественный образ, или наблюдается отсутствие сюжета и образности вовсе. И в таком случае удовольствия и интереса от просмотренного номера не получает никто, кроме самой пары, исполняющей композицию.


Р.Л.:  Программа, музыка... Есть ли проблема с формирование образа, стиля?


О.Д.: Очень часто огромное внимание уделяется выбранному образу. Пары, берущие за основу всем известное произведение или фильм с прилагаемым к нему музыкальным сопровождением, забывают про хореографию.

За гримом, костюмом, образом пропадает сама основа – бальный танец. Пропадает индивидуальность танцоров. Индивидуальная эмоциональная составляющая каждого исполнителя полностью скрывается за маской образа. Характер тоже полностью поглощается выбранным персонажем. И в таком случае постановочный номер уже не имеет никакого отношения к шоу-номеру, в основе которого должен лежать, повторяю, спортивный бальный танец. Такой вид постановки скорее можно отнести к театрализованному представлению и костюмированному шоу, но не к спортивной программе секвей.

Бывает и отсутствие сюжетной линии как таковой. Публике известна музыка, произведение популярно на данный момент. Номер узнаваем, но исполнитель не вносит ничего своего в работу, в номере нет личного «Я» как исполнителя или постановщика. Отсутствует развитие от начала до конца, от завязки к финалу.


Р.Л.:  По каким еще критериям оценивается выступление?


О.Д.: Одним из критериев судейства являются поддержки и переходы к парному танцу, перестроения между используемыми фигурами. Многие пары исполняют технически сложные поддержки, будучи абсолютно не готовы к ним физически. Они выглядят неуклюже, с заминками, надрывами. Нет плавности перехода от хореографии к исполняемым поддержкам и обратно к парному танцу.

Многие из выполняемых поз и поддержек просто не сочетаются друг с другом и исполняемой парной хореографией, сюжетной линией и выбранным образом.