Сергей Пускепалис

Актёр, режиссёр

Заслуженный артист России

Актер, режиссер, заслуженный артист России. Он крайне редко даёт интервью. Постоянно на съёмках или в театре. Но корреспондентам портала «Образование в России» удалось побеседовать с Сергеем Пускепалисом.


Сергей, Вы пришли в кино довольно поздно и сразу получили роли в таких ярких работах — от психологических драм до блокбастеров. И зритель это оценил. Когда Вы это почувствовали?

 Когда Владимир Валентинович Меньшов, проходя мимо на фестивале «Кинотавр», сказал: «А, это он… Давайте выпьем». Я с трепетом согласился и понял, что это как-то было оценено. (Речь о роли Маслова в фильме «Простые вещи» режиссера Алексея Попогребского. Её признали лучшей на фестивале «Кинотавр 2007».) Ну а потом уже начали на улицах здороваться, даже фамильярничать. Я сначала начинал дуться, а потом понял, что, оказывается, был у них в гостях, по телевизору. Поэтому и были обращения как к старому знакомому.


Согласно опросам, одним из теле-событий этого года стал сериал на Первом Канале «А у нас во дворе...». Ты предполагал, что будет успех? Ведь тема такая сложная. Люди из Центральной Азии приезжают на заработки, они среди нас. И на фоне этого в фильме есть любовь.

 Это наследие нашей жизни в Советском Союзе, на которое мы сейчас оглядываемся и никак не можем разобраться.

Мы же были братьями. И как так получается, что в связи с этими историческими событиями, одни в ..., а другие вроде как белые люди.

Ну а что касается успеха, никто никогда не знает, только режиссер на монтажном столе понимает. Снимаешься, веришь только в режиссера, в партнёра.


Кстати, о партнёре, Мавлюде (героиня Равшаны Курковой). Теперь так называют многих в московских дворах и не только. Значит сериал пошёл в народ?

 Действительно, этот фильм снят с любовью к людям, потому что снят женщиной, Олей Музалевой, замечательным режиссером, которая очень нежно и пристально относится ко всему происходящему. Но самое интересное, что в «Коптевских» банях, где я часто бываю, сотрудники стали относиться ко мне очень уважительно. Сообщают мне, что в Узбекистане этот фильм смотрят. Бывают и небольшие интервью в бане. 


Ещё один сериал на Первом Канале «Крик Совы». Рейтинг у него тоже был очень высокий, чем запомнилась эта работа?

 Во-первых, местом действия. Мы снимали в Ладоге, это историческое место, откуда вся Русь пошла. А ещё Онега, Онежское озеро. Во-вторых, личностью Олега Погодина, режиссера этого фильма, и его совершенно нестандартной манерой снимать, общаться. Кладезь знаний. Да и мой замечательный партнёр Андрей Мерзликин. Команда и сюжет вообще были замечательными! Никто не ожидал, что нам за это дадут премию ФСБ, и я стану в этой среде своим. Для меня это очень почётно. Мне даже удалось познакомиться с удивительным человеком — разведчиком Алексеем Ботяном, он стал прототипом майора «Вихря». Легендарный фронтовик. В этом году отметил 100-летний юбилей. 

 

Интересно было смотреть, как в фильме Ваш Митин и герой Андрея Мерзликина - майор Балахнин - становились ближе друг к другу. А какие у Вас отношения с Андреем вне работы?

 Мы дружим. Не только мы, но и наши семьи. Анечка (супруга Андрея) знает мою Лену, и я знаю уже всех Андрюхиных детей. Часто выезжаем вместе на творческие встречи. Он удивительно чистый человек. 


И Андрей, и Вы, судя по фильмам, такие борцы за правду. В жизни так же?

 Затрудняюсь ответить, всё-таки в кино законченный образ, у которого есть начало и финал. Про меня это можно будет сказать, когда я уже закончу свой жизненный путь.

Борец я или нет, но то, что меня возмущает какая-то несправедливость, какая-то нерадивость человеческая — факт.

Поэтому я стремлюсь к таким близким мне по духу людям, как Андрей Мерзликин! И этот список можно продолжать. Что-то во мне есть от таких ребят.


 Может быть продолжение «Крика Совы»?

 Предусмотрительный Погодин (Олег Погодин — режиссер) в финале фильма всё-таки сделал такую штучку, когда Митин положил плёнку с архивными записями государственной важности на шкаф — задвинул эту тему, отставил. Спросите у Олега. Он глава. Но если продолжение будет, я с огромным удовольствием войду в эту реку.


С таким пиететом говорите об окружающих Вас режиссёрах, при этом Вы сами режиссёр. И всё это время не оставляете театр.

Я считаю, чтобы не терять навык, ведь режиссура дело практическое, нужно хотя бы раз в год делать спектакль, либо снимать фильм. Но фильм - дело очень трудоемкое. Со спектаклями у меня лучше получается, поэтому в этом году я поставил в театре им. Н. П. Акимова в Петербурге спектакль по пьесе Алексея Слаповского. Сейчас у меня переговоры в финальной стадии о постановке в Малом театре. Спектакли идут во МХАТе, в Табакерке, в Современнике была работа. 


По Алексею Слаповскому Вы ставили спектакли и в Омске, и в Башкирии. Можно подробнее о том, что поставлено на петербургской сцене?

В Питере мы сделали спектакль по пьесе «Собака». Это вновь написанный Алексеем материал. Получился очень симпатичный квартет. С песнями, которые были ещё в предыдущем спектакле. Тогда была фонограмма, теперь артисты поют «вживую». Это история взрослых людей, которые ищут ответы на вопросы, возникающие в зрелом возрасте от сорока до пятидесяти. Вроде всё понятно, но неясности возникают. Ребята сыграли здорово. Называется спектакль «Где зарыта собака», в общем, уже в названии есть тема...


Вернёмся к кино. Капитан — титан в «Ледоколе». Он действительно такой, как на поверхности?

 На самом деле мне показалось, что это такой бродяга, который по жизни всё время куда-то ходил, куда-то рвался и вдруг только захотел обрести берег, и тут его опять бросают в историю. В жизни было бы ещё хуже всем этим ребятам, окажись они в такой ситуации с таким капитаном. И это еще полуправда. Но это люди, на которых ещё что-то держится в нашей жизни.


Есть сейчас предложения, подобные «Ледоколу», и насколько хочется играть роли таких людей?

 Честно говоря, вообще играть не хочется. Не моё это дело, но ловлю себя на мысли — возникает предложение, и появляется «зуд». Интересно оказаться в этой ситуации, прожить эту историю, которую мне по жизни прожить не суждено. Возникает человеческое любопытство..


А у Вас и сын тоже из мира искусства. Как родители к этому относятся?

Сначала — с тревогой, думали, инерция. А когда Глеб прошёл серьезную школу Сергея Васильевича Женовача, в ГИТИСе, я увидел, что это осознанно. Сейчас с огромной гордостью смотрю за его работами и жизнью в театре, в кино, как он замечательно общается с людьми — бережно и уважительно.


Когда вы вместе, о работе говорите?

Табу нет. Обязательно что-то обсуждаем. Если попадаем на спектакль к Глебке, то после просмотра обязательно делимся впечатлениями. Производственных совещаний нет (улыбается).


Что сыну нравится в работе отца и наоборот?

Спросите у сына. А мне нравится всё, что делает Глеб. Очень понравилось, как они сделали рассказы Платонова. Они их читали. Был сражен наповал. Тяжёлую прозу они осознанно передавали в зал. Это меня задело. 


А молодёжь сейчас другая?

Конечно, другая. Как мы были другими. У них другое информационное поле, другая идеология. Вернее, её отсутствие. Они лучше, чем мы.


Наш образовательный сайт, в первую очередь, для тех, кто только ищет свой путь в жизни. Какой совет Вы им дадите?

Посоветую только одно: встречайтесь с хорошими людьми. Когда возникают хорошие люди, которым ты нравишься, которые тебе нравятся, возникает боязнь их подвести. Поэтому мне всегда было очень неловко подводить отца, учителей.

Если встретился с хорошим человеком, надо соответствовать. Зависимость от хороших людей ведёт в правильную сторону, а когда встречаешься с негодяем, который пытается продемонстрировать свой нигилизм, ты тоже начинаешь упражняться в этом, а это дорога в никуда. Это удача — встретиться с хорошим человеком, нужно пытаться искать людей лучше, чем ты и что-то у них заимствовать это верняк.


О чем Вы мечтаете?

У А.П. Чехова есть такое: как было бы хорошо целый день говорить о литературе, а вечером - вино и женщины, с которыми приятно продолжать беседу на корабле, идя по Тихому океану (смеется). Мечта, чтобы был мир! Идеалистические мечты. А вот мечты, чтобы у меня был автомобиль - нет. Мечта — это чтобы всем было хорошо, не ссорились, не ругались.


Какую книгу Вы можете назвать настольной? И какая далась тяжелее всего?

Книга, которая меня сделала это, во-первых, Ромэн Роллан «Очарованная душа», прочитал её в отрочестве. Потом «Хождение по мукам» А. Толстого, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

Очень тяжело далась книга Данте Алигьери «Божественная комедия». Но после того, как я её одолел, понял, что стал лучше. 


Вы, как я вижу человек серьезный, а были ли случаи, когда Вас разыгрывали или как сейчас говорят «троллили»?

Я действительно человек серьёзный, не люблю розыгрышей и передачу «Розыгрыш», помнишь, такая была на первом канале с Пельшем. Человек не понимает, где реальность, а все ржут. Но тем не менее, мы один раз с Петром Наумовичем Фоменко зло пошутили над труппой. Мы ехали из Пскова, и Петр Наумович только тогда обнаружил, что есть мобильная связь. А у меня был мобильный телефон. И мы придумали, как будто нам позвонили и сказали, что надо всем немедленно переезжать в Нью-Йорк на Бродвей. Кто за переезд, а кто нет. И мы пришли к актерам, а я у Фоменко был ассистентом, и начали втирать: Я был за, а Фоменко — против. Мы дискутировали. Но на следующее утро со мной никто уже не разговаривал. Потом начали говорить: «Ну ладно он. А ты куда лезешь, сопля зелёная!». После этого зарёкся кого-то разыгрывать... А порталу «Образование в России» хочу пожелать динамичного развития, интересных материалов и быть впереди конкурентов.

Мы благодарим Сергея Пускепалиса за очень интересный разговор и желаем ему дальнейших профессиональных успехов!