Что нужно для успешной подготовки кадров будушего?
Обсудили на деловой программе IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы»
С 3 по 5 декабря в дистанционном формате прошла деловая программа финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Главной темой деловой программы стала нехватка практических знаний студентов вузов, а также поиск путей решения этой проблемы с использованием инструментов Ворлдскиллс.
Центральным событием было пленарное заседание «План развития 2021–2030: вузы как центры практико-ориентированной подготовки», в рамках которого участники обсудили наиболее эффективные инструменты Ворлдскиллс. Часть из них уже активно применяется в ведущих вузах страны, а часть планируется к внедрению.
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов в своем выступлении рассказал о том, какие механизмы предлагает движение Ворлдскиллс Россия высшей школе страны.
«Интеграция технологий Ворлдскиллс в образовательный процесс вузов активно началась лишь в последние пару лет. Однако уже сейчас наш опыт взаимодействия с вузами-партнерами показывает, что внедрение таких инструментов, как программы ДПО, демонстрационный экзамен, Future Skills, “Билет в будущее”, помогает решить одну из главных задач, стоящих перед высшей школой страны, – устранить нехватку практических навыков у выпускников», – отметил Роберт Уразов.
Также участники дискуссии сошлись во мнении, что привлечение к процессу обучения в вузах практико-ориентированных преподавателей, которые приходят из профильных отраслей экономики, является залогом успеха в подготовке специалистов будущего.
Одним из важнейших мероприятий деловой программы явилась сессия «Future Skills 2.0». В ходе нее были представлены результаты исследования «Future Skills 2.0 for 2020s: A New Hope», основная задача которого состояла в определении будущих технологий и бизнес-моделей, которые будут формировать спрос на навыки в ближайшее десятилетие и выявят наиболее востребованные навыки для ряда секторов экономики. Главным результатом исследования, в котором приняли участие около 800 ведущих отраслевых экспертов и специалистов технологических компаний, стало определение набора навыков, которым должен владеть востребованный работник в следующем десятилетии. Как выяснилось, он должен уметь работать в команде и решать задачи в сотрудничестве, а также справляться с разными типами задач и обладать знаниями в разных сферах. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что в конце 20-х – начале 30-х годов наступит переход к эре так называемой зеленой экономики, когда дружественные к планете решения будут экономически выгодны всем участникам процесса. При этом задача вузов как основной платформы подготовки кадров для экономики будущего – стать двигателем развития навыков Future Skills, чтобы помочь нашей экономике подготовиться к решению задач XXI века.
Тема использования инструментов Ворлдскиллс в целях повышения практико-ориентированной подготовки студентов вузов прозвучала и в ходе других мероприятий деловой программы.
3 декабря состоялся круглый стол «Опыт участия вузов в реализации проекта «Билет в будущее» в 2020 году». Его участники поделились опытом интеграции вузов в реализацию проекта ранней профессиональной ориентации для школьников 6–11-х классов. Участники круглого стола пришли к выводу, что активное включение вузов в проект «Билет в будущее» позволяет расширить пространство возможностей для детей, дать им более широкое представление о тех перспективах, которые перед ними открываются. Комплексное решение для профориентационной работы по привлечению мотивированных абитуриентов и популяризации направлений подготовки учебного заведения, которое предлагает «Билет в будущее», в конечном итоге приведет к модернизации российского образования.
Также в рамках деловой программы был проведен мастер-класс «ДПО по Ворлдскиллс в вузах: опыт и перспективы». В ходе мероприятия участники узнали, что в настоящее время вузы активно подключаются к программам, которые реализует Академия Ворлдскиллс Россия. Это, в частности, программа «5000 мастеров», а также программа переобучения 110 тыс. россиян, пострадавших от последствий пандемии. Кроме того, Академия Ворлдскиллс Россия подготовила ряд сервисов для вузов, участвующих в проектах, среди которых можно отметить банк эталонных программ и оценочных средств, онлайн-библиотека, бесплатный курс для экспертов демонстрационного экзамена, обучение экспертов Ворлдскиллс и курс для стажировочных площадок.
Будущее демонстрационного экзамена в системе высшего образования обсуждалось в рамках панельной дискуссии «О возможностях и перспективах внедрения и развития демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в системе высшего образования». Заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер рассказал, что в рамках плана развития движения Ворлдскиллс до 2030 года Правительство РФ фактически дало поручение разработать и реализовать дорожную карту независимой оценки компетенций по стандартам Ворлдскиллс Россия в формате демонстрационного экзамена для аттестации в системе высшего образования. Участники дискуссии пришли к выводу, что заинтересованность работодателей в демэкзамене очевидна: он позволяет проводить качественный отбор персонала.
В рамках панельной дискуссии «Управленческие компетенции и WorldSkills» участники обсудили задачи по внедрению технологий управленческой подготовки в вузах и привели примеры лучших практик в этом направлении. Заместитель генерального директора Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» по подготовке кадров – директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская предложила вузам и колледжам подключиться к развитию управленческих технологий, поскольку освоение студентами компетенции Ворлдскиллс, а затем и их управленческая подготовка значительно расширяют карьерные перспективы будущих специалистов.
Мероприятия деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» впервые прошли в дистанционном формате в виде онлайн-трансляций, вебинаров, виртуальных кабинетов и воркшопов. Зрители и участники из любой точки мира могли присоединиться к мероприятию в режиме реального времени.