Олимпиада «Я – профессионал» для классных руководителей – как проходит?
Создатель заданий – о заданиях олимпиады для студентов
Направление «Классный руководитель» Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» востребовано не только среди будущих педагогов, но также тех, кто планирует связать свою профессиональную деятельность с отношениями типа «человек-человек», и хочет научиться основам психологии, коммуникации и медиации, рассказала кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Елена Ушакова.
Вы уже третий год разрабатываете задания для конкурсантов олимпиады «Я – профессионал». Расскажите, пожалуйста, для кого создано направление «Классный руководитель»?
Студентам, которые собираются посвятить себя детям, а также заниматься классным руководством, направление, разработанное МГПУ в 2021 году, поможет прокачать так называемые «гибкие навыки». Вообще, владеть инструментами, которые помогают бесконфликтно общаться с детьми и взрослыми, находить позитивные выходы из разных ситуаций, слушать, слышать, поддерживать, помогать, мотивировать – желательно всем в нашем обществе, а тем более педагогам.
В принципе, любой студент, который планирует связать свою профессию с людьми, может попробовать принять участие в направлении «Классный руководитель» – это интересно, увлекательно, познавательно и развивающе.
Надо сказать, что в наши дни классным руководителем быть не так-то просто. Если кратко, то современный классный руководитель – это «лицо» всего педагогического сообщества, ему необходимо иметь позитивный образ как для детей, так и для взрослых, а также высокую степень эмпатии. Классный руководитель всегда работает в команде. Эти важные задачи перед профессиональным сообществом ставит, в том числе, и проходящий сейчас Год педагога и наставника.
Мы следим за трендами современного образования, анализируем материалы Форума классных руководителей, который проходит с 2021 года. Все задания и кейсы для участников олимпиады мы разрабатываем с учетом новых тенденций и функций классного руководителя: от воспитания личности, партнерского взаимодействия и навигации в социокультурном пространстве города до создания безопасной среды для детей в интернет-пространстве.
Какие задания и проекты ждут участников трека в этом году?
Темами заданий олимпиады на разных этапах стали ключевые темы Всероссийского форума классных руководителей-2023. Это организация воспитательной работы, психология воспитания, обучения и развития, инклюзивное и семейное образование, безопасная цифровая среда, инструменты позитивного взаимодействия.
Так, в отборочном тестировании необходимо будет продемонстрировать знания в области современного детства, общей, возрастной и специальной психологии, компетенции в области организации доступной, комфортной, безопасной психологической среды, представления о разноформатном взаимодействии классных руководителей, педагогов с детским коллективом и создании в современной школе условий для образовательной и личной успешности учеников, в частности, с использованием цифровой среды – источника нашего движения вперед.
Отмечу, что участники, успешно прошедшие отборочный этап, получают доступ к уникальным материалам от экспертов в области воспитания, обучения, организации образовательной среды, Ассоциации классных руководителей, которые будут полезны для прохождения последующих этапов олимпиады и выполнения индивидуального проекта. А также, надеюсь, для непосредственной профессиональной и практической деятельности каждого участника.
Эти же темы «красной линией» проходят и в дальнейших состязаниях, как в групповых, так и индивидуальных. Например, в командном треке ребята из разных регионов в онлайн-формате будут совместно разрабатывать и презентовать свои проекты по вопросам деятельности классного руководителя, а также развития всего института классного руководства, обозначать новые ресурсы и эффективные инструменты в области взаимодействия с детским и педагогическим коллективом, семьями учеников.
Какие знания и практические навыки по направлению «Классный руководитель» необходимо иметь студенту, чтобы победить в олимпиаде?
Всеобъемлющие! Знать возрастную и общую психологию, ориентироваться в современных тенденциях в образовании, понимать особенности развития детей – их сильные стороны и дефициты, их интересы, способности, возможности, закономерности жизни школьного сообщества.
Конкурс предполагает наличие основных базовых знаний и представлений, ориентацию в практических направлениях воспитательной деятельности. Но мы знаем, что новое, интересное рождается только тогда, когда все это проходит через призму творческого подхода, заинтересованность в результате и опыт каждого конкретного человека. Поэтому конкурсантам важно проявлять свою креативность, неординарность мышления, сохранять оптимизм и умение позитивно мыслить.
Изменились ли студенты за последние годы?
Даже 5 лет назад они были другими. На мой взгляд, для студентов нового времени характерно, и это их главная отличительная черта, владение цифровыми технологиями, что позволяет иным образом строить рабочие процессы и активности, позитивно сказывается на их деятельности в целом.
Современные студенты прагматичны. Приходя на конкурс, они понимают реальную сферу своей работы, стремятся к решению определенных задач, знают, как достигать успеха, в том числе, и в конкурсных испытаниях.
И еще одно важное наблюдение. Современные студенты быстро взрослеют. Часто они не только учатся, но и работают. И точно знают, что им нужно, предъявляют определенные требования к процессу обучения, определяют запрос на образовательные программы и предъявляют высокие требования к их качеству.
Какие карьерные возможности дает участие в олимпиаде «Я – профессионал»?
По условиям олимпиады, ребята-лидеры могут пройти стажировки и трудоустроиться в образовательные организации и лучшие школы России, где есть интересный опыт в реализации образовательных и воспитательных программ. После олимпиады, в рамках форумной кампании, конкурсанты «Я – профессионал» участвуют в мероприятиях от экспертов и работодателей – кейс-сессиях, круглых столах, лекциях, дискуссиях и других активностях.
Участие в олимпиаде – это, в принципе, «проба пера» и старт карьеры. Студенты показывают себя в состязаниях, а затем продолжают получать разные бонусы, позволяющее сосредоточить внимание на тех или иных видах деятельности, использовать новые знания и решения в своей учебной или профессиональной практике.
Посоветуйте, как готовиться к олимпиаде, настраивать себя на результат?
В первую очередь, нужно познакомиться с регламентом проведения олимпиады и вникнуть в тематическое поле направления, понять свой личный интерес и возможности, оценить свой временной ресурс, посмотреть демо-версии тестов и кейсов отборочного этапа.
Второй момент. Сегодняшний мир – это море возможностей для собственного развития. Поэтому надо стремиться как можно больше успеть сделать, попробовать разные виды деятельности, показать себя на мероприятиях, раскрыть собственные ресурсы. Не нужно бояться брать инициативу и ответственность на себя.
Третье – использовать техники позитивного мышления. Искать в себе не дефициты, а возможности. Не бояться идти навстречу трудностям. Смело браться за новое дело и доводить его до конца. Все, что вызывает сложности, как правило, нас развивает.
Четвертое – получать удовольствие от того, что делаешь. Это самый главный результат участия в любых видах деятельности и, конечно, испытаниях.