Учёные: онлайн-обучение так же эффективно, как и очное
При этом обучить можно будет на 15-18% больше студентов
Учёные из НИУ ВШЭ и их американские коллеги опубликовали в журнале Science Advances исследование об эффективности дистанционного обучения. Оказалось, что онлайн-образование по качеству ничуть не ниже традиционного очного, и при этом позволяет обучить на 15-18% студентов больше. Учёные проанализировали результаты 325 студентов второго курса таких направлений, как «машиностроение» и «строительство». Все они учились в региональных отечественных вузах и проходили параллельно два курса в разных форматах. При этом ребята были разделены на три группы: одни учились полностью очно, для других онлайн-лекции комбинировали с очными семинарами, а третьи весь курс проходили удалённо, а непонятные вопросы разбирали с преподавателями на форумах. В исследовании использовались курсы платформы «Открытое образование» УрФУ.
Результаты ребят оценивали по таким параметрам, как уровень освоения дисциплины (оценка за письменный тест), оценки за текущие задания курса, степень удовлетворённости курсом.
Оказалось, что все ребята освоили курс примерно на одинаковом уровне, однако те, кто обучался онлайн, остались несколько менее удовлетворены обучением. Причина этого, по мнению учёных — отсутствие навыков онлайн-обучения и тайм-менеджмента.
При этом затраты на обучение одного студента онлайн оказались на 80% меньше, чем затраты на очную форму обучения. Смешанное обучение оказалось дешевле на 15-19%. Это говорит о том, что при переходе на дистанционное обучение вузы смогут увеличить число студентов на 15-18%.
Специалисты НИУ ВШЭ утверждают, что сегодня важно инвестировать в создание качественных онлайн-платформ и курсов для них. Кроме того, нужно «прокачивать» методики дистанционного преподавания. Обучаться удалённо смогут больше людей, а для организаций высшего образования такой метод преподавания будет дешевле. Кроме того, образовательные траектории студентов станут более гибкими.