В МГПУ рассказали, как научить учиться
А, кроме того, поговорили о специфике гибридного обучения
На IV международной конференции “Современная цифровая дидактика” в Московском городском педагогическом университете эксперты в сфере образования обсудили влияние современных технологий на студентов, новые форматы обучения и как научить учиться.
“За последние два года мир сделал два перемещения – сначала работа, учеба резко перешли в онлайн-формат, а потом все вернулось назад в “реальность”. Действительно ли мир уже не будет прежним?”, – на конференции “Современная цифровая дидактика” главную тему для обсуждения задал проректор Московского городского педагогического университета Кирилл Баранников, а директора школ, политики, ректоры, учителя и преподаватели в ходе дискуссий, пленаров и баттлов отвечали на этот вопрос.
Профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов обратил внимание на то, что современные технологии должны помогать овладевать знаниями, а не превращать людей в рабов машин: “Важно не сужать возможности развития, чтобы не получалось так, что без машины мы не можем подсчитать в уме простейшие примеры. Будущее за цифрой, которая становится орудием развития личностного потенциала каждого человека”.
Кроме того, цифровые технологии ориентированы на удобство студента, на мастерской “Гибридное обучение” отметил проректор по развитию МГПУ, кандидат педагогических наук Кирилл Баранников:
“МГПУ вместе с СПбГУ и “ВТБ” провел исследование, посвященное гибридному обучению, которое путают со смешанным. На самом деле, смешанное обучение подразумевает, что часть учебы проходит очно, другая – дистанционно, домашние задания сдаются в одном формате, а проектные – в другом. Оказалось, что принципиальное отличие “гибрида” в том, что он направлен на предпочтения студента, который на лекции может присутствовать очно, онлайн или вообще смотреть в записи – все зависит от желания и возможностей. 70% опрошенных преподавателей предполагают, что новый формат обучения станет нормой, и учеба в вузе никогда не будет только очной”.
Согласно исследованию МГПУ, 53% педагогов считают, что цифровые инструменты не повышают уровень знаний учеников. Руководитель тьюторской службы “Новая школа” Дмитрий Зеливанский отчасти с этим согласен: “В обычной классно-урочной системе цифра дает не очень много – небольшой интерактив, привлечение внимания – а вот в смешанном образовании цель использования цифры совершенно другая. Главная задача современной школы – научить учиться самостоятельно и сохранить мотивацию к учебе на всю жизнь, поэтому отличник, который после 11 класса не умеет самостоятельно искать информацию, не любопытен – это педагогический провал, а тот, кто умеет сам работать с материалами – это лучший образовательный результат. Цифровые технологии позволяют создавать структурированный контент, к которому школьник может обратиться в любое время и изучить самостоятельно, а очный формат существует для поддержки ученика. Причем образовательный контент может быть представлен в разном виде, ведь кому-то удобнее видео посмотреть, кому-то статью прочитать, кому-то нужен учебник – пусть ученик сам ищет, как ему удобнее, приятнее поглощать знания”.
Все больше школьных учителей готовы учиться новому – проректор Академии Минпросвещения Ольга Суханова рассказала о результатах исследования “Цифровые образовательные платформы: взгляд российского учителя”. В качестве главной причины освоения цифровых ресурсов 66,4% назвали “профессиональное и личностное развитие, а более 50% считают, что это может облегчить работу, сократить временные затраты.