В программе «Я Учитель» открылся курс «Оценивание для обучения»

Пятибалльная система оценки больше не актуальна

Tumisu с сайта Pixabay

Оценивание — один из главных инструментов в арсенале педагога. Как сделать так, чтобы оценки были для ученика не стрессовым фактором, а эффективным инструментом получения обратной связи?

Чтобы ответить на этот вопрос, методисты программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса и ведущие эксперты разработали бесплатный онлайн-курс «Оценивание для обучения». Курс рассказывает о том, почему классические подходы к оцениванию важно пересмотреть и как это сделать. 

— Традиционно в школах используется пятибалльная шкала оценивания, —  рассказывает руководитель программы «Я Учитель» Влада Казанцева. — По факту, даже четырехбалльная, т.к. единицы обычно не ставят. При такой системе ученику бывает сложно оценить свой реальный уровень и, главное, динамику своих результатов. Сделал десять ошибок – получил два, сделал пять, то есть в два раза улучшил результат, – все равно два. А ведь еще при оценивании могут учитываться: аргументация, оформление, полнота ответа и другие факторы. Формализовать такое бывает сложно, иногда критерии меняются от работы к работе. Часто дети не понимают правила оценивания и просто внутренне смиряются с оценкой, не вынося из нее полезной информации для своего развития. В новом курсе мы рассказываем, как помочь учителю и его ученикам получить более полную и объективную картину учебного процесса, какие инструменты можно и нужно использовать, чтобы лучше мотивировать детей и сделать обучение для них понятнее и полезнее.

Большая часть курса посвящены формирующему оцениванию — оно, в отличие от итогового, позволяет определить уровень знаний учеников во время обучения. Смысл такого оценивания — не контроль, а корректировка действий ученика в процессе обучения. Формирующая оценка помогает выявлять пробелы в знаниях и сразу же устранять их. 

Кроме методов формирующего оценивания слушатели узнают о том, какие инструменты оценивания позволяют развить мышление и учебную самодеятельность, а также научатся отличать эффективную обратную связь от совета и оценочного суждения. Кроме того, эксперты расскажут, как организовать формирующее оценивание при помощи онлайн-инструментов. 

Эксперты курса — исследователи проблем оценивания и практикующие профессионалы. О преодолении недостатков традиционного оценивания расскажет директор столичной школы №1561 Валерий Пазынин, принципы и инструменты формирующего оценивания разберут преподаватель педагогической магистратуры МГИМО Марина Пинская и младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Александра Михайлова, а опытом в предоставлении ученикам эффективной обратной связи поделится директор Лицея им. Софьи Нюберг, преподаватель магистратуры МГИМО и Universal University Анастасия Серазетдинова.