В Самарском университете подготовили 20 специалистов по русскому жестовому языку
В вузе готовят специалистов, предоставляющих услуги инвалидам с нарушением слуха
В четверг, 31 мая, в Центре инклюзивного образования Самарского университета аттестовали по русскому жестовому языку еще 20 специалистов, предоставляющих услуги инвалидам с нарушением слуха.
"Группу более 20 человек открывать нецелесообразно, людям будет неудобно заниматься, - поясняет директор областного Сурдоцентра Анна Шеверева. - Базовый курс основ русского жестового языка составляет 72 академических часа и занимает три недели. Мы уже в четвертый раз выпускаем специалистов. В этом наборе 12 специалистов детских и взрослых реабилитационных центров, таких как самарский центр "Варрель", центр "Доблесть" из Похвистнева, детский центр "Светлячок" из Новокуйбышевска. Остальные восемь слушателей - сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН) Самарского, Приволжского и Восточного округов".Оказывать услуги людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по слуху, обязаны любая организация и учреждение. Поэтому подготовка специалистов с начальным уровнем владения сурдопереводом - обязательная часть государственной программы "Доступная среда". "Базовые навыки по русскому жестовому языку помогут специалисту начать разговор и правильно сориентировать человека, - говорит замминистра социально-демографической и семейной политики Самарской области Оксана Низовцева. - У нас много слабослышащих и неслышащих студентов. Многие инвалиды по слуху находят работу, и им необходима поддержка. Сурдоперевод нужен людям в различных инстанциях, в том числе при защите своих прав. Поэтому и в министерство, и в Сурдоцентр все чаще поступают заявки не только из учреждений социального обслуживания, но и из других структур, например, от команды волонтеров в связи с проведением чемпионата мира по футболу". Учитель-дефектолог реабилитационного центра "Варрель" Светлана Воробьева занимается детьми с инвалидностью уже 22 года.
"Сейчас к нам приходят дети с нарушениями слуха, которые родились в семье глухих родителей, - поясняет она. - Чтобы лучше общаться с их мамами, мне необходимо владеть жестовой и дактильной речью. Изучение русского жестового языка похоже на изучение иностранного, так что опыт есть. Плюс мне помогают работа с детьми и хорошее развитие мелкой моторики рук, потому что переходить на жестовый язык в зрелом возрасте довольно сложно".У окна стоят и оживленно жестикулируют, сверяясь с конспектами, Илона Красильникова из КЦСОН Октябрьского района Самары и Роман Лапин из КЦСОН Новокуйбышевска. "У нас в центре состоят на сопровождении семьи с детьми-инвалидами, среди них - и с нарушениями слуха, - рассказывает Илона. - Например, в летней коррекционной группе в прошлом году занимался полностью глухой мальчик. Мы с ним общались только через маму. А в этом году, я думаю, смогу с ним полноценно разговаривать. Попробуем выучить жестовую песню". "Напрямую ко мне такие люди пока не приходили, - рассказывает Роман. - Но в наш центр люди с ограничениями по слуху регулярно обращаются за материальной и за технической помощью. Некоторые приходят с заранее приготовленными записками, но их не всегда хватает. Теперь я смогу с такими клиентами полноценно общаться".