Как найти общий язык с детьми нового поколения?

Этот вопрос директора школ обсудили на форуме "Город образования"

Как найти общий язык с детьми нового поколения?
Alexas_Fotos с сайта Pixabay

На форуме «Город образования» директора столичных школ и гости форума обсудили различные аспекты воспитания детей в школе и дома.

Кто должен воспитывать детей – родители или учителя, может ли школа вмешиваться в то, что происходит дома, кто формирует систему ценностей ребёнка? Эти вопросы стали главными на встрече. Директор школы №1576 Александр Сурков отметил, что школа как государственное учреждение в первую очередь транслирует ценности страны, принятые обществом, и помогает ребёнку стать полноправным гражданином:

«Если мы под воспитанием подразумеваем хорошие манеры и соблюдение правил этикета, то школа не всегда влияет на их формирование. Если мы имеем в виду становление нравственности и формирование общечеловеческих ценностей у ребенка, то школа становится непосредственным участником этого процесса».

Во многих странах чётко разделена ответственность за воспитание ребенка между образовательными учреждениями и семьями, рассказал директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов. По его словам, в России эта граница размыта:

«В большинстве европейских государствах исключена, например, поездка на море в середине учебного года, и семье за это грозят серьезные государственные санкции. У нас всё проще, что, на мой взгляд, хорошо, потому что школе и семье надо совместно воспитывать детей. Нам нужно ликвидировать дефицит доверия между учителями и родителями и объединить усилия в воспитании детей».

По мнению Ильи Новокрещенова, в жизни каждого ребенка наступает период, когда учитель в некоторых вопросах становится авторитетнее родителя, и в этой ситуации преподавателю необходимо проявить тактичность, чтобы не вмешиваться во внутренний уклад семьи.

Также педагоги обсудили роль учителя как эксперта и навигатора, проблему использования обсценной лексики подростками, отношения и обмен опытом между поколениями и вопрос выбора школы для ребенка. Александр Ездов, директор школы №1788, отметил, что ситуация изменилась:

«Школы стали более универсальными. В выборе начальной школы родители ориентируются на личность учителя, а в старших классах критерием становится профиль».

В заключительной части встречи «Без галстуков» её участники обсудили скорость обратной связи между учителями и родителями, а также домашние задания: их актуальность, самостоятельность детей и критерии оценки. Мнения сошлись – директора считают, что детей нужно учить осознанному выбору как можно раньше, и в этом им могут помочь школа и семья.

«В нашей школе мы договорились, что учителя задают на дом работу лишь в том случае, если они ее проверяют. Ребенок, придя из школы, не будет решать 20-40 примеров вместо того, чтобы пойти погулять с друзьями. Я убеждена, что именно ребёнок должен выбирать, чем ему заняться в свободное время», - подчеркнула директор школы №1560 «Лидер» Ирина Жданова.