Какие темы дадут одиннадцатиклассникам на итоговом сочинении в этом году?

Ребятам придется поразмышлять над вечными вопросами

Какие темы дадут одиннадцатиклассникам на итоговом сочинении в этом году?
http://vesti-omsk.ru/

Ольга Васильева, министр просвещения РФ, рассказала калужским одиннадцатиклассникам о том, какие темы ждут их на итоговом сочинении в середине учебного года. Напомним, что написание такого сочинения служит допуском к единому государственному экзамену. Для учеников с ОВЗ предусмотрена возможность выбрать вместо сочинения изложение.

На написание сочинения ученикам дается 3 часа 55 минут. Темы оглашают за 15 минут до начала написания. За сочинение можно получить «зачет» или «незачет», причем в последнем случае до сдачи госэкзамена ученика не допустят.

Работы будут оцениваться по следующим критериям:

– соответствие теме;

–  аргументы;

–  приведение примеров из литературы;

–  композиция;

–  качество речи;

–  грамотность.

Проверкой работ займутся экспертные комиссии, созданные при образовательных организациях или на муниципальном/региональном уровне.

Итак, школьники в этом году смогут порассуждать на темы по направлениям «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло»  и «Доброта и жестокость». Специалисты ФИПИ кратко охарактеризовали каждое из предложенных направлений.

Отцы и дети

Эта тема связана с неизбежностью смены поколений и сопряженным с этим конфликтом. Эта тема нередко возникает в литературе – герои произведений, представители разных поколений. то и дело взаимодействуют между собой, иногда конфликтуя, а итога – находя друг в друге поддержку, обучаясь друг у друга новому.

Мечта и реальность

Мечты и реальная жизнь часто противопоставляются друг другу, но в то же время они связаны. Осмысление этих понятий подталкивает учеников к размышлению над смыслом жизни и над тем, как и почему рождаются мечты и как они поднимают человека над обыденностью.

Множество литературных героев – мечтатели, но одни стараются воплотить мечту в жизнь, а другие – остаются в плену иллюзий. Существуют и персонажи, которые живут только своими низменными целями – таких тоже можно привести в пример.   

Месть и великодушие

Тут ученики рассматривают два диаметрально противоположных явления, которые проявляют люди в зависимости от характера, морали, представлений о добре и зле.

Разумеется, и «месть», и «великодушие» часто рассматриваются писателями, как реакция на вызовы судьбы, на поступки окружающих. Через эти категории можно рассказать многое о герое как о личности, которая совершает нравственный выбор.

Искусство и ремесло

В рамках этой темы можно размышлять о роли художника в жизни общества, о предназначении произведений искусства и мере таланта их авторов, о грани, разделяющей ремесло и искусство.

В литературе эта тема представлена произведениями, в которых осмысляется феномен творчества, а внутренний мир персонажа раскрывается через его отношение к искусству и ремеслу.

Доброта и жестокость

В рамках этой темы выпускники рассуждают о нравственных основах отношения человека к другим людям и окружающему миру, к самому себе.

«Доброта» и «жестокость» –  это вечные категории, которые нередко становятся сюжетообразующими в литературе. В таких произведениях нередко показан путь нравственного перерождения.   

В каждом экзаменационном листе присутствует 5 более конкретных тем – по одной из каждого тематического блока.

В прошлом году ученики писали сочинения по таким широким темам, как «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

Более узкие темы для, например, Уральского федерального округа выглядели следующим образом:

«Верность и измена»:  Что значит быть верным долгу?

«Равнодушие и отзывчивость»: Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

«Цели и средства»: Какого человека считают целеустремленным?

«Смелость и трусость»: Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

«Человек и общество»: В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?