Ольга Васильева, министр просвещения РФ, рассказала калужским одиннадцатиклассникам о том, какие темы ждут их на итоговом сочинении в середине учебного года. Напомним, что написание такого сочинения служит допуском к единому государственному экзамену. Для учеников с ОВЗ предусмотрена возможность выбрать вместо сочинения изложение.
На написание сочинения ученикам дается 3 часа 55 минут. Темы оглашают за 15 минут до начала написания. За сочинение можно получить «зачет» или «незачет», причем в последнем случае до сдачи госэкзамена ученика не допустят.
Работы будут оцениваться по следующим критериям:
– соответствие теме;
– аргументы;
– приведение примеров из литературы;
– композиция;
– качество речи;
– грамотность.
Проверкой работ займутся экспертные комиссии, созданные при образовательных организациях или на муниципальном/региональном уровне.
Итак, школьники в этом году смогут порассуждать на темы по направлениям «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло» и «Доброта и жестокость». Специалисты ФИПИ кратко охарактеризовали каждое из предложенных направлений.
Отцы и дети
Эта тема связана с неизбежностью смены поколений и сопряженным с этим конфликтом. Эта тема нередко возникает в литературе – герои произведений, представители разных поколений. то и дело взаимодействуют между собой, иногда конфликтуя, а итога – находя друг в друге поддержку, обучаясь друг у друга новому.
Мечта и реальность
Мечты и реальная жизнь часто противопоставляются друг другу, но в то же время они связаны. Осмысление этих понятий подталкивает учеников к размышлению над смыслом жизни и над тем, как и почему рождаются мечты и как они поднимают человека над обыденностью.
Множество литературных героев – мечтатели, но одни стараются воплотить мечту в жизнь, а другие – остаются в плену иллюзий. Существуют и персонажи, которые живут только своими низменными целями – таких тоже можно привести в пример.
Месть и великодушие
Тут ученики рассматривают два диаметрально противоположных явления, которые проявляют люди в зависимости от характера, морали, представлений о добре и зле.
Разумеется, и «месть», и «великодушие» часто рассматриваются писателями, как реакция на вызовы судьбы, на поступки окружающих. Через эти категории можно рассказать многое о герое как о личности, которая совершает нравственный выбор.
Искусство и ремесло
В рамках этой темы можно размышлять о роли художника в жизни общества, о предназначении произведений искусства и мере таланта их авторов, о грани, разделяющей ремесло и искусство.
В литературе эта тема представлена произведениями, в которых осмысляется феномен творчества, а внутренний мир персонажа раскрывается через его отношение к искусству и ремеслу.
Доброта и жестокость
В рамках этой темы выпускники рассуждают о нравственных основах отношения человека к другим людям и окружающему миру, к самому себе.
«Доброта» и «жестокость» – это вечные категории, которые нередко становятся сюжетообразующими в литературе. В таких произведениях нередко показан путь нравственного перерождения.
В каждом экзаменационном листе присутствует 5 более конкретных тем – по одной из каждого тематического блока.
В прошлом году ученики писали сочинения по таким широким темам, как «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
Более узкие темы для, например, Уральского федерального округа выглядели следующим образом:
«Верность и измена»: Что значит быть верным долгу?
«Равнодушие и отзывчивость»: Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
«Цели и средства»: Какого человека считают целеустремленным?
«Смелость и трусость»: Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
«Человек и общество»: В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?